Вторник, 26.09.2017, 07:30
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Леонардл 
Форум » Международный Литературный Клуб «Родное слово» » Дискуссионная трибуна » 20 лет без Союза (Нужно ли учить дружбе народов)
20 лет без Союза
litceteraДата: Воскресенье, 06.01.2013, 19:39 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1363
Статус: Offline
Это было давно. В далекую эпоху, которую принято называть советской. Середина 80-х годов. Скучные сумерки. Тоска по свободе. Хотелось вырваться неведомо куда, но только бы вырваться. Было ощущение ожидания чего-то значительного и важного.

Видимо, каждого выпускника посещали такие невеселые мысли. Но постепенно наступало прозрение, свойственное взрослению. Начиналась студенческая жизнь, когда свобода и любовь сливались в едином творческом порыве.

Город, в котором учился, назывался и, слава Богу, называется, — Тирасполь. Небольшой, провинциальный в культурном отношении городок. Театр, педагогический институт, да два дворца культуры. Но было мило и уютно. В городе проживали люди разных национальностей: украинцы, русские, молдаване, гагаузы, болгары, евреи и те, кого принято было называть советским людьми. Но в основном говорили на русском и молдавских языках. И, когда в общественном транспорте, слышалась речь на разных языках, это ни у кого не вызывало удивления или раздражения.

В поведении людей совершенно не ощущалось сепаратистских настроений. Наоборот, гордость, что мы часть великой империи, которую создавали наши предки в течение целого тысячелетия. Мы были единой цивилизацией, где Нодар Думбадзе и Чингиз Айтматов, Фазиль Искандер и Борис Олейник, Имант Зиедонис и Янис Райнис, Алесь Адамович и Василь Быков; нас объединяло что-то неведомое, но близкое и духовное. Это нельзя было объяснить просто словами, это жило в нашей сути.

Любая империя жива именно этим непонятным духовным единством. И материальное благосостояние играет не первичную роль. Когда фашисты обрушили свои полчища на нашу страну, то именно единство духа, живущее в наших предках, помогло одолеть противника, доселе непобедимого.

Этого единства, помнится, ожидал, когда пришло время служить в рядах Советской Армии. Служба проходила на территории двух советских республик: Украина и РСФСР.

На Украине впервые столкнулся с непонятным для себя местечковым сепаратизмом. С каким-то пещерным взглядом на вселенскую задачу русской цивилизации, с желанием обособиться, доказать свою состоятельность. Было смешно наблюдать, как представители западноукраинских областей вытравливали из своего говора русские слова, общаясь с солдатами других национальностей. Эти слова заменялись польскими, мадьярскими, словацкими, диалектами своих горнолесных деревень. Но, разговаривая между собой, вполне спокойно переходили на нормальную русскую речь. Мое недоумение по этому поводу житель Галичины рассеял уникальной фразой: «Нехай москали не радуются, что мы размовляем их мовой». От этой фразы веяло чуждым духовному единению запахом.

Но на политзанятиях первыми были именно представители чуждой фразы. Они были исправными служаками, как и жители кавказских гор и долин, с которыми дружили искренне, более того, до сих пор с теплотой вспоминаю своих побратимов-осетин и грузин. Делились последним. А сколько веселых приключений в стиле героев романов Ремарка. Украинские впечатления незабываемы. Покидали республику с грустью. Помню тетушек на привокзальных площадях, одаривающих нас, советских солдат, бесплатными пирожками. Впереди была Россия.

Россия встретила осенью 1985 года. Нищая, беспросветная, огромная в своих необъятных пространствах. Люди показались не столь приветливыми, как на юге. Но взгляды женщин на полустанках не забыть: добрые, жалостливые. Словно со страниц шолоховских романов сходили русские героини, руками которых была создана великая страна, объединившая в себе столько народов.

Русь стала Матерью для многих народов, не имевших до вхождения в общерусское пространство даже письменности. И представители этих народов с теплотой отзывались о России, гордились, что они приобщены к великой цивилизации.

Хорошо это почувствовал в Карелии, где проходил дальнейшую службу. Но и реально увидел, что наше национальное единство во многом было декларативным. Народы Кавказа отчетливо заявляли себя отдельной культурой, держались обособленно, даже в какой-то мере высокомерно, но спаянно. Чего нельзя было сказать о славянах.

Римская империя рухнула, потому что римляне забыли величие предков, был раздроблен единый римский дух. Все попытки удержать этот дух натыкались на непонимание. Считалось, что империю можно удержать оружием, привлечением варваров на свою сторону. Варвары пришли. Но не для того, чтобы удержать римское единство, но создать свои ничтожные в культурном отношении королевства.

С потерей единства, была уничтожена и Византия. Это, к сожалению, произошло и в России 1917 года. Однако духовная основа русской цивилизации была настолько мощной, что сумели на русском фундаменте построить советское государство.

И вот это государство уходило в небытие, потому что фундамент затрещал по швам.

В бытность свою студентом в Ленинграде наблюдал русских, призывавших сбросить кандалами висевших на России союзных республик. Элиты этих республик только этого и ждали. Были разбужены местечковые устремления. Гордые принадлежностью к великой цивилизации ранее, готовы были удовольствоваться ролью пигмеев.

Как изменился Тирасполь, когда Молдова объявила суверенитет. Как изменились люди, представители молдавской национальности. Расхожим стал лозунг: «Чемодан, вокзал, Россия». Т.е. мне, родившемуся в Тирасполе, где родилась моя мать и старшие братья, предлагали убраться неизвестно в какое пространство. Как результат, появился осколок великой цивилизации – Приднестровье. На этом маленьком клочке земли сохранилось в сознании людей имперское сознание, стремление к единству. Поэтому дружить или не дружить – вопрос не стоит. Он вытекает из истории самосознания.

За прошедшие двадцать лет в тех, кто ощущает себя частью великой культуры, перекосов в сознании не произошло. Мы готовы к Объединению. Но готова ли Россия, способна ли она принять на себя миссию Объединителя, отбросив меркантильные и сиюминутные задачи? Двадцать лет прошло. Часто слышу, бывая в Москве, Башкирии, Самаре, Санкт-Петербурге: «Как там у вас в Приднестровье?» В вопросе заложено разъединение. Это становится фактом сознания.

Возможно ли изменение? Безусловно. Но для этого у России должна быть элита, способная понять уровень назначения русской цивилизации, потому что, как это не покажется странным, но народы бывшего Союза, пожалуй, за исключением Прибалтики, живут ностальгией по прошедшему. Русская цивилизация, ее прививка к Единению, вошла в суть народов Российской империи. Двадцать лет так называемой независимости привели к осознанию того, что никакой реальной свободы не получили, но приобрели абсолютно ущербное состояние духа. Причем игры в независимость доходят до абсурда. Пример украинской незалежности примечателен. Вершители этой незалежности нормально по-украински говорить не могут (заявляю это со всей ответственностью, так как являюсь этническим украинцем, потомком запорожских казаков). Долго думают, прежде чем произнести какое-нибудь слово, которое только недавно внесли в словари, чтобы потом убрать его: народ уже устал сочинять анекдоты по поводу языковых нововведений.

Народы устали от разъединенного состояния. Но почему не идут в Европу? Ответ на самом деле очень прост. С Россией пройден многовековый путь становления национального самосознания. Отказаться от этого практически невозможно. Это значит произвести кастрацию. Сторонники европейского пути, собственно, это и хотят совершить. Но тогда можно говорить о ликвидации этих народов как этнических личностей. Есть надежда, что народы все-таки исторгнут из себя этих вурдалаков (быть с Европой можно, только осознав себя частью великой русской цивилизации).

Итак, дружить нам дано Провидением, исторически выстраданным цивилизационным, духовным временем и пространством. В каких это будет формах, наверно, не столь важно. «Сердце царево руце Божьей». Этой фразой из толстовского романа «Война и мир» хотелось бы завершить свои скромные размышления.

Сергей Ратмиров, Тирасполь, Приднестровье
 
hendusДата: Вторник, 07.05.2013, 12:47 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 279
Статус: Offline
То, что Сергей Ратмиров называет «скромными размышлениями», на мой взгляд, является ностальгией тысяч и миллионов людей по прошлому. По размеренной, спокойной и более или менее защищенной жизни. По стабильности в работе. Уверенности в будущем детей. Надежных соседей. Да. Все это было. Никто не говорит, что ВСЕ было хорошо. Да, не было свободы передвижения. Нельзя было за границу. А все, что запрещают, кажется сладкой конфетой, которую постоянно хочется утащить и тут же засунуть себе за щеку. Я живу ровно 15 лет в Германии и не понаслышке знаю ту «сладкую» и запретную западную жизнь, куда нас так долго не пускали.

Все познается в сравнении. И очень часто сравнение получается печальным. Да, полиция пытается защищать своих граждан здесь. А разве наша милиция не делала то же самое тогда?

Да, здесь еды навалом. А что, разве мы так уж голодали?

Да, здесь можно читать свободную прессу (и «желтую» в том числе). Но кто из нас не читал ТОГДА тайно Булгакова, Солженицына и других? И ведь было аж щекотно от такого тайного приключения.

У каждой страны и у каждого времени есть свое, индивидуальное, чего нет у других. Это называется национальным характером. Национальной гордостью.

У Советского Союза был один, советский менталитет. Одна советская гордость и много десятков национальных характеров людей, населяющих эту многонациональную страну. Мы жили дружно, ездили друг к другу в гости, имели соседей мордвинов, татар, украинцев, башкиров. И было не так уж плохо. А в моей сегодняшней стране проживания банда из трех человек в течение нескольких лет нападала и убивала турок, работавших в Германии, взрывала их магазины. Потому что они хотели свою страну только для себя.

Посмотрите на наш портал LitCetera – его читают десятки национальностей, говорящие по-русски и разбросанные по всему миру. Франция, Китай, Америка, Узбекистан, Австралия, Украина, Великобритания, страны Балтики, Италия, Германия, страны бывшего Советского Союза... Нас много, родившихся и выросших в стране, которой уже нет на карте. В стране, которая обрела свое старое, законное имя. В стране, которую мы никогда не забудем и будем продолжать любить, живя вдалеке от нее. Россия – как мать, родившая и воспитавшая. А матерей не бросают, не забывают и не предают.

Никакая российская элита не объединит людей, живущих за пределами России. Люди объединяются сами. Если есть желание, возможности всегда найдутся. Нужно просто работать в направлении мечты.

Россия сегодня активно объединяет своих соотечественников, живущих за ее пределами, не дает погибнуть великому русскому языку, русской культуре. Присоединяйтесь к нам, к тем, кто хочет этого.

У Европы свой путь развития. У России – свой. Мы можем брать друг у друга то хорошее, что есть у нас, но держать границы на замке от проникноверия чуждой нам идеологии вседозволенности, распущенности, разврата. Сделать сегодня это намного сложнее – спасибо компьютерам. Но у каждого из нас остался тот внутренний стержень, который называется русским характером, русской загадочной душой, которую никому, кроме нас самих, не разгадать.
 
Галина Хэндус, писатель, член Союза русских писателей Германии, Лауреат 4. Берлинского международного конкурса «Лучшая книга» в номинации «Детская и юношеская литература», член КС МПО «Спасатели».
 
smz67Дата: Вторник, 07.05.2013, 15:49 | Сообщение # 3
Сержант
Группа: Проверенные
Сообщений: 24
Статус: Offline
Элита, конечно, не объединяет, это делают народы. Однако именно элита, ее образованная часть определяет вектор развития страны, в какой-то степени отвечает за духовную эволюцию, способна подвигнуть на нравственный переворот или подвиг во имя идеи. Вспомним Петра Великого, сумевшего увлечь нацию имперской идеей, которая по сути своей была практически римской, римской раннего средневековья. Это было возвращение из прошлого в будущее. Петр, как Павел Флоренский, строил свое новое средневековье. Но русская цивилизация его не сразу поняла (это и понятно, многие вещи, возможно, неосознанно, он совершал совершенно не в духе византинизма). Ему пришлось ломать стереотипы. Пройдет сто лет, прежде чем Русь выстроит градус полета. Для этого потребуется 1812 год, давший миру русское возрождение национального духа. В культуре это - Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Глинка, Кипренский и др. их же Бог весть. Сегодня, когда народ более начитан и, как кажется, знает свою задачу, роль элиты более чем важна. На нее возлагается миссия первопроходца. И страшно, если эта элита погружается в систему коррупционных координат, а народ почитают за бессловесный скот, которому уготован бич да ярмо с гремушкой. На сегодняшний день России требуется возвращение из прошлого в будущее, когда страна может и должна явить миру образцы именно уникальной соборности, имевшей место в древней Восточно-римской империи. Сегодняшний президент, обладающий властью византийского императора (вспомним, что в Византии василевса назначал его предшественник, и это не всегда был родственник, а если родственник, то не обязательно старший сын, вспомним Исаака Комнина, Иоанна Комнина, Мануила Комнина, Иоанна Кантакузена) имеет прекрасную возможность возродить Россию в ее историческом пространстве, благо народы еще чувствуют себя частью имперской цивилизации. Наверно поэтому и через головы чиновников обращаются к Путину, в нем, надеясь увидеть воплощение русской современной задачи. Соборность предполагает единодушие при разномыслии, что в принципе являет собой завет апостола Павла, призывающего к разномнению при единоверии. Иначе страну построить нельзя. Это понимает Путин, находясь на вершине пирамиды, стараясь услышать народный голос. Этот голос очень часто тонет в деталях, в которых, как известно, кроется дьявол. Вот элита и должна руководить сооружением фундамента грандиозного русского дома, основанного не на песке, а на пасхальном тесте русского исторического сознания, берущего свое начало в христианском эллинизме.
Сергей Ратмиров


Литература и искусство - особая форма бытия, в которой человек преображает свое естество и существо
 
VisionДата: Воскресенье, 19.05.2013, 14:30 | Сообщение # 4
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 62
Статус: Offline
Элита, по Сергею Ратмирову, это Путин (вчера - Петр 1). Хочу добавить, что элита (в переводе "лучшее") - это не только правители, хотя и они тоже.
Элита - люди, оказывающее (лучшее) влияние на сегодняшний социум. Ведь влияет же Михаил Булгаков на своих читателей даже после смерти. Толстой влиял на общество, хотя и не был ни чиновником, ни состоял при дворе. Достоевский имел влияние. Чехов. И сегодня можно найти элиту. Не только в литературе. Элита есть в спорте. В архитектуре. В экономике. Всегда есть люди, которые могут показать пример, КАК правильно жить. Каким идеалам следовать. На кого равняться.
Для меня г-н Ратмиров тоже относится к элите. К людям, знающим и чтящем прошлое своей страны, своего народа.
Хорошо, что Вы есть!
Алина Гусева
 
smz67Дата: Понедельник, 20.05.2013, 05:33 | Сообщение # 5
Сержант
Группа: Проверенные
Сообщений: 24
Статус: Offline
Спасибо, Алина, за поддержку! Но, пожалуйста, будьте внимательны. Путин м.б. тоже элитой, но в первую очередь это, конечно, лучшие представители русской культуры, которых много.  Вернулся с Волошинских Чтений! Как прекрасно видно стремление русской элиты к нравственному знанию!!!
Сергей Ратмиров


Литература и искусство - особая форма бытия, в которой человек преображает свое естество и существо
 
Форум » Международный Литературный Клуб «Родное слово» » Дискуссионная трибуна » 20 лет без Союза (Нужно ли учить дружбе народов)
Страница 1 из 11
Поиск: