Четверг, 21.09.2017, 14:12
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: gesl, Леонардл 
Форум » Международный Шахматный Форум » Публицистика » Связь личности Художника и его произведений. (Философ Семен Франк и его судьба.)
Связь личности Художника и его произведений.
geslДата: Четверг, 04.07.2013, 13:41 | Сообщение # 1
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 319
Статус: Offline
Начиная рассказ о талантливом самобытном писателе,музыканте, или шахматисте, то – есть, любом  Художнике с большой буквы,невольно настраиваешься на высокую ноту, заданную тем видом искусства, которому
они служат. Конечно, произведение, создаваемое творцом, не является простой
проекцией его характера, его взглядов и переживаний, наконец, его жизни. И все
же…Этот непростой вопрос ставил перед собой и ВладимирНабоков в своем первом англоязычном романе “Истинная жизнь Себастьяна Найта” :
“ А нужно ли вообще пытаться реконструировать Мир писателя, его жизнь? –
спросят иные.- Разве может это помочь нам понять его произведение? И наоборот,
разве расскажут нам произведения о его жизни?»       Если  даже такойгениальный мастер литературных головоломок, чьи, подчас тщательно
законспирированные автобиографические реминисценции густо разбросаны по
его  удивительным текстам, сомневался вправомерности такой реконструкции в литературных сочинениях, то правомерно ли , говоря о значительно болееабстрактном виде творчества, проводить параллели между внутренним миром
шахматиста и его партиями? Можно ли, восстанавливая движения внешне бездушных деревянных фигурок по клетчатойдоске, представить духовную жизнь их предводителя?Выдающийся  русский   философ С. Франк,отмечал, что  “при  всем различии между эмпирической жизнью поэтаи его поэтическим творчеством, духовная личность его остается единой, и его
творения также рождаются из глубины его личности,  как и его личная жизнь и его воззрения какчеловека…” Эти слова во многом могут быть отнесены к удивительнойсудьбе и воззрениям самого автора этой цитаты.Семён  Франк  родился в 1877 году в интеллигентнойеврейской семье в Москве. Его отец – Людвиг Семенович – военный врач за отвагу,
проявленную во время русско-турецкой войны 1877 – 78 годов был  удостоен ордена Станислава и возведен вдворянское сословие. Рано лишившись отца, будущий христианский мыслитель,
воспитывался под духовным руководством деда со стороны матери – одного из создателей московской еврейской общины –Моисея Мироновича  Россиянского, которыйи ввел внука в мир религиозной философии. С другой стороны на юного Франка оказали влияния  материалистические взгляды его отчима,  провизора по специальности, активного“народовольца” Василия Ивановича ( Цалеля Ициковича) Зака, вернувшегося в Москву после отбытия десятилетнейсибирской каторги.  Увлечение марксистскими  идеями  подвигает выпускника  гимназии к поступлению на  юридическийфакультет Московского Университета. Однако попытка, по примеру отчима, заняться
революционной деятельностью приводит в 1899 году к аресту с дальнейшей  высылкой из крупных городов. Семен Франк покидает Россию и приступает к работе вГермании. Уже в своих первых работах заметно его стремление к синтезу
рациональной мысли и религиозной веры в традициях христианского платонизма.Характерно в этом плане его первое философское эссе « Ницше и любовь к дальнему»,опубликованное в сборнике “Проблемы идеализма” в 1902 году. Вернувшись в Россию
, он сдает экзамен на звание магистра , занимает должность приват-доцента
Петербургского  Университета и , всоответствии со своими философскими воззрениями, находясь под влиянием таких
мыслителей как Николай Кузанский и Владимир Соловьев , переходит в православную
веру.В 1917 году Франк выпускает книгу «Душачеловека».  В этой работе  блестяще анализируется вопрос о единстведуховной жизни, которую нельзя разрезать, нельзя разделить. Это единство
касается не только нашего «я», но и того поля, в котором находятся те «я», к
которым мы обращены. Вместе с тем Франк негативно относился к коллективизму,
который подавляет личность,  Всякийдиктат противоречит свободе, а божественное единство не может существовать без
свободы, оно свободно. По моему мнению, шахматы – занятие не тольконе развивающее чувство коллективизма,  а,совсем напротив, - воспитывающее в профессиональном игроке  индивидуализм и даже определенныйоппортунизм. Мне возразят, что существуют командные чемпионаты, клубные
первенства и т.д. Но,  даже при наличииобщей сверхзадачи, за доской каждый играет сам за себя. Большой шахматист
никогда не потерпит над собой никакого диктата. Ему, как и всякому художнику,
необходима свобода выражения. И в этом смысле изложение взглядов Франка при
разговоре о соотношении характера шахматиста и его творческом почерке показался
мне уместным. Ещеодна важная для шахматного искусства тема – это роль интуиции при принятии
решения. И здесь стоит упомянуть диссертацию Семена Франка “ Предмет знания”, в
которой он почти столетие назад, рассмотрел онтологические условия возможности
интуиции как непосредственного восприятия реальности, примкнув к течению интуитивизма.
Появление второго течения связано c именем русского философа Николая Лосского, который непротивопоставлял интеллект и интуицию, а наоборот пытался объединить их, как
средства познания. Под интуитивизмом Лосский понимал  учение о том, что познанный объект,   даже если он является частью внешнего мира,включается  сознанием познающего вего  личность и поэтому понимается каксуществующий независимо от акта познания. Дальнейшая судьба  Семена Франка  типична для представителей русскойинтеллигенции, не принявших идей победившего большевизма. В ходе своих
духовных  исканий  , начинавший как приверженец идей КарлаМаркса, он  пришел к резкой критикесоциалистического пути развития общества, оказавшейся во многом ,
пророческой:  «Социализм в своем основномсоциально-философском замысле — заменить целиком индивидуальную волю волей
коллективной…, поставив на его место бытие „коллектива“, как бы слепить или
склеить монады в одно сплошное тесто „массы“, есть бессмысленная идея,
нарушающая основной неустранимый принцип общественности и могущая привести
только к параличу и разложению общества. Он основан на безумной и кощунственной
мечте, что человек, ради планомерности и упорядоченности своего хозяйства и
справедливого распределения хозяйственных благ, способен отказаться от своей свободы, от своего „я“ и стать целиком ибез остатка винтиком общественной машины, безличной средой действия общих сил.
Фактически он не может привести ни к чему иному, кроме разнузданного
самодурства деспотической власти и отупелой пассивности или звериного бунта
подданных».      Уже, будучи заведующим кафедрой Московского Университета, Франк  был выслан в 1922 году из Советской России, ивскоре, уже в Берлине, вошел в состав Религиозно- Философской Академии,
созданной Н. А. Бердяевым.
 
Форум » Международный Шахматный Форум » Публицистика » Связь личности Художника и его произведений. (Философ Семен Франк и его судьба.)
Страница 1 из 11
Поиск: