Четверг, 22.06.2017, 22:25
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: gesl, Леонардл 
Форум » Международный Шахматный Форум » История шахмат » Что ни судьба, то трагедия (часть 5) (Владимир НЕЙШТАДТ)
Что ни судьба, то трагедия (часть 5)
geslДата: Вторник, 10.12.2013, 13:27 | Сообщение # 1
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 319
Статус: Offline
Владимир НЕЙШТАДТ
Что ни судьба, то трагедия (часть 5)

 СТРАННОЕ ВЫДЕРГИВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ИМЕН
С осени 1943 года на приемах для прессы, устраиваемых имперским
министром пропаганды Йозефом Геббельсом, стал появляться и один из
известнейших советских шахматных композиторов довоенных лет Ростислав
Александров. Впрочем, он пребывал уже в совершенно ином образе,
обосновавшись к началу заката Третьего рейха в его столице как ведущий
сотрудник выходивших в Берлине газет «Труд» и «Новое слово».
Поразительный зигзаг судьбы! Наверное, там, в шикарном особняке на
Вильгельмплац, внимая фанатичным речам министра-карлика, главного
политтехнолога фюрера, этот еще относительно молодой журналист
русскоязычных пронацистских изданий и автор классических шахматных
композиций, вошедших в знаменитые антологии, не раз вспоминал одну свою
давнюю статью. Вильгельмплац. Двухэтажный особняк (бывший Орденский дворец) ведомства Геббельса. Слева – здание старой рейхсканцелярии. …Произошедшие в 1936 году события – мятеж генерала Франко, поддержанный
Третьим Рейхом, равно как и антикоминтерновский пакт еще больше
ухудшили советско-германские отношения. В средствах массовой информации
страны победившего социализма резко усилилась антифашистская пропаганда.
В этом духе была выдержана и появившаяся в «Шахматах в СССР» в начале
1937-го публикация, разделавшая «фашистскую олимпиаду по композиции»
(организованную по случаю неофициального Турнира наций в Мюнхене) в пух и
прах. И в общем-то было за что – полтора десятка задач (преимущественно
немецких проблемистов), первоначально отмеченных призами в этой
олимпиаде, пришлось лишить отличий из-за наличия предшественников и
«ввиду неправильностей».
«Очередная спекуляция фашистских руководителей немецких шахмат
провалилась. Присужденная ими самим себе золотая медаль за «победу» в
олимпиаде по композиции оказалась дипломом безобразного отношения к
шахматам и животной тупости лакеев господина Геббельса», – заключил
автор статьи, через несколько лет сам, причем совершенно добровольно,
оказавшийся в этих самых лакеях! Фрагмент из нацистской кинохроники, призванный продемонстрировать
привязанность почетного президента шахматного союза Великой Германии и
членов его семьи к древнейшей интеллектуальной игре.  Наверняка шахматист №1 Третьего рейха и не подозревал, что один из тех,
кто бывал на приемах для прессы на Вильгельмплац, когда-то был
активнейшим деятелем большевистской Шахсекции и презрительно отзывался о
нем, Геббельсе и его ведомстве на страницах советского шахматного
журнала. Та самая статья в 3-м номере «Шахмат в СССР» за 1937 год. Для читателей
журнала было понятно, что за криптонимом «Р.А.» укрылся Ростислав
Александров, один из преемников великих Троицкого, Леонида Куббеля,
братьев Платовых. Этот сверстник Евгения Сомова-Насимовича, Тиграна Горгиева и Марка
Либуркина родился в Питере. И можно предположить, что композиторские
премудрости постигал как раз на куббелевских мастер-классах во Дворце
Труда (см. 1-ю часть нашего повествования) – еще школьником. Как и Сомов – «раздвоился»,
сочиняя и задачи, и этюды. И так же как Сомов по этюдной части добился
большего, нежели по задачной.
В 1929-м Всесоюзное объединение любителей шахматных задач и этюдов
провело крупнейший международный конкурс в честь отца современного этюда
А.Троицкого. Сам Алексей Алексеевич и судил этюдный раздел, отметив
высшими отличиями ex aeguo (на равных) произведения председателя ВОЛШЗиЭ
Лазаря Залкинда (см. №2 во 2-й части) и юного ленинградца, поселившегося через полтора десятка лет в столице
Третьего рейха. «В обоих этюдах, – отметил классик в своем отчете в 8-м
(оказавшемся последним!) выпуске «Задач и этюдов», – имеется кое-что
новое». 
    Читать полностью: http://chesspro.ru/thesaurus/neishtadt_chto_ni_sudba_to_tragedia5
 
Форум » Международный Шахматный Форум » История шахмат » Что ни судьба, то трагедия (часть 5) (Владимир НЕЙШТАДТ)
Страница 1 из 11
Поиск: