Понедельник, 23.04.2018, 00:14
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: atimo, Леонардл  
Форум » Международный Литературный Клуб «Родное слово» » Гостиная Аллы Тимошенко » О Великом Учителе К.А. Малеванном и малеванцах (Бирюков П. Onex , pres Geneve. 27 мая 1904 г.)
О Великом Учителе К.А. Малеванном и малеванцах
atimoДата: Понедельник, 11.03.2013, 12:59 | Сообщение # 1
Сержант
Группа: Модераторы
Сообщений: 30
Статус: Offline
Малеванцы

Уже более года тому назад я получил письмо, из которого привожу следующую существенную выдержку: « осмеливаемся беспокоить вас, оказать вашу искреннюю любовь и сожаление к двум страдальцам, которые невинно страдают :
1-й- Кондрат Алексеевич Малеванный, который одарён Духом Святым возвещать новую Святую жизнь во Христе Иисусе и который увещевал и творил, только, одни святые дела, открывая всякому человеку правду, и мир, и любовь Божью, так что в нём не было никакого недостатка, а только была любовь и истина».
Он бывший мещанин Киевской губернии города Тараща, совершенно напрасно страдает около десяти годов. Второй – крестьянин Казанской губернии Чекмарев.
Они оба посажены в городе Казани в большом каменном доме, доме умалишенных, или же душевнобольных, с которыми начальство поступает не по-человечески, а по-зверски. На свидание не допускают никого, даже родных, и писем не допускают.
Имя Кондратия Малеванного мне было знакомо давно. Я слышал о волнениях в Киевской губернии, произведенных проповедью этого человека, слышал несколько рассказов о сильном влиянии личности его, слышал о признании его и его единомышленников, ученым психиатром Сикорским, сумасшедшими и, к сожалению, не мог тогда подробно ознакомиться с этим делом.
Недавно, то есть уже более десяти лет после появления Малеванщины, я снова услышал это имя в связи с новыми явлениями сектантской жизни, и оно снова возбуждает во мне интерес к этим людям, и я ждал только случая, чтобы познакомиться ближе с ними и разъяснить себе многие темные стороны этого явления, как мне казалось, умышленно затемняемого правительством и церковью. Вышеприведенное письмо натолкнуло меня на изучение этого вопроса, и вот что мне удалось узнать.
Явление Малеванщины не новое в истории русского народа. Насколько позволяют проникать исторические записи в эту темную область истории в жизни русского народа, видим везде народных учителей-праведников, проповедников новой веры, большей частью запечатлевших мученической кончиной свою проповедь.
И потому мы не можем описывать Малеванщину, как явление необычайное, случайное и болезненное, а напротив, как вполне естественное проявление духовного развития русского народа, хранящего в недрах своих такие могучие духовные силы, о которых сильные и мудрые мира сего имеют лишь слабое и превратное понятие.
Исследователи сектантства любят искать причину возникновения его в иноземном влиянии, в экономических следствиях, в политическом угнетении и других внешних влияниях, обходя всеми способами внутреннее простое основание этого явления, стремление к свободе человеческого духа, тем самым обреченного на борьбу света с
тьмою.
Борьба бывает двух родов: борьба разрушающая, уничтожающая, отрицательная, борьба смерти, насилия, лжи и тьмы, и бывает другая борьба, борьба творящая, положительная, восстанавливающая, борьба жизни, правды и света.
Росток зерна, просыпаясь к жизни, разрывает окружающие его оболочки, скорлупу и шелуху зерна, и эти разрушенные части сгнивают, а росток поднимается к росту и развивается в роскошное растение. Так совершается всякая жизнь.
Но неразумные люди, видя разрушенные оболочки ростка и не замечая таинственной творческой силы произрастающего зерна, вообразили себе, что они могут сами ускорять разрушение и этим ускорить рост жизни, но разорвав грубыми руками оболочки зерна, люди обнаруживают еще не готовый росток жизни и убивают его.
Так губят люди жизнь, предаваясь разрушительной деятельности, на нее направляя силы своего разума, не понимая, что для того, что бы сохранить жизнь, и возрастить ее, нужно вложить в нее все силы своего духа и предоставить разрушительное действие времени, которое исполнит это когда нужно. И это разрушение и уничтожение не нужных частей прошлой жизни, являющееся только как неизбежное последствие рождения к новой жизни, будет вполне законно, то есть разумно.
Положительная борьба, дающая благо человеку, ведущему её, и всему миру, есть ни что иное , как непрерывное , ни кем не слышимое развитие творческой силы жизни. А люди принимая за жизнь неизбежные разрушительные последствия деятельности творческой силы, с ожесточением предаются такого рода борьбе, начинают служить насилию и обману, и последствия этой борьбы бывают ужасны.
Но «свет во тьме светит и тьма не может его объять». И потому борьба творящая победила борьбу разрушающую.
Ещё древние народы Востока ожидали избавителя Мессию, и пророки так возвещали пришествие его:
«Се отрок Мой, которого Я избрал, возлюбленный сын Мой, которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на него, и возвестит народам суд. Не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его. Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы. И на Его будут уповать народы» (Ме.12,18-21)
В борьбе, ведомой такими руководителями, есть характерные признаки: первый признак – это необычайная жизненная сила движений вызванных подобной борьбой, и признание народом праведности подобной борьбы и божественного происхождения её вождей. Другой характерный признак – это презрение так называемого высшего общества, правящего, учёного и вообще угнетающего общества к такого рода борьбе и вызываемому ею движению в народе.
Вот к такого-то рода борьбе положительной и относится русское сектантское движение, за немногими исключениями, как всегда лишь подтверждающими общее правило и которым легко найти естественные причины.
Не вдаваясь в этом нашем кратком очерке в подробную историю русского сектантства и раскола, мы скажем вкратце, что ко второй половине прошлого столетия в так называемой «православной России» можно было заметить следующие, большие, народные, многомиллионные группы, ничего не имеющие общего с православной церковью.
На северо-востоке преобладает сектантство староверческое, раскол, которое своим могучим вековым самоотвержением и большей частью пассивным сопротивлением церкви и государству отвоевало себе свою веру, своё гражданское устройство, конечно, купив всё это ценою многочисленных и мучительных жертв.
На юго-востоке распространены различного рода молоканские толки, в начале прошлого столетия выделившие от себя ветвь духоборчества, хлыстовства и других. На юго-западе распространены различные толки – Штунды, уже само название которых, указывает на возможность не которого иноземного влияния.
В тёмной крестьянской массе проявление религиозной свободы сопровождается мучительным исканием правой веры- веры Христовой. Ищущий, грамотный он или нет – попадает на Евангелие, и свет Христова учения ярким блеском освещает смысл его жизни, и он решается вступить на новый, трудный путь, отпадает от церкви и подвергает себя этим самым множеству лишений.
Но вот он встречает проповедника, который также, как и он, ненавидит православную церковь, так же, как и он, любит Евангелие, но который его поражает еще новым радостным известием, что таких людей много, что они живут, подобно древним христианам, в одно тело и одну душу, собираются свободно и понятно славить Бога и помогать друг другу в трудовой рабочей жизни. Ищущий находит всё, что ему надо на первое время, и он пристаёт к общине евангелических христиан, большей частью баптистов. Многие слабые волей, или чрезмерно удручённые, остаются на этой первой ступени и проживают там всю жизнь. Но другие, более сильные, идут далее. Увлечённые сначала новизной окружающей их среды, они как будто чувствуют полное удовлетворение, но вскоре начинают замечать, что над их душой тяготеет новое ярмо- догмат, и жизнь их связана новыми путами- авторитетом руководителей и обычаями их общины, из которых далеко не всё принимается ими с лёгким сердцем. И успокоившись на время искатель истины снова отпадает от церкви , хотя и протестантской, но тем не менее церкви, организации, требующей подчинения его духовного я – внешним правилам.
Новое освобождение, конечно, сопровождается новыми страданиями, но их никогда не боится человек, стремящийся к идеалу с твёрдой верой в него.
Такой переходной стадией русского сектантства нам представляется баптизм и подобные ему евангелические церкви. И малеванщина представляет один из примеров того явления, когда человек, переросший эту переходную стадию, уходит дальше по пути духовной свободы.
Появление малеванщины относится к 1891 году. В 80-х годах в Киевской губернии сильно распространился баптизм. В это время отпал от православия и Кондратий Малеванный, мещанин города Тараща, Киевской губернии, по ремеслу колесник и по образованию неграмотный.
В 1884 году он был крещён в баптизм, при большом стечении народа, в присутствии урядника и властей, в пруде около села Кердань, Таращанского уезда. Но он не додго пробыл баптистом, всего около восьми лет. В конце 80-х годов в таращанскую тюрьму были привезены несколько сектантов из села Скибина, отстоящего верстах в 30-ти от города Таращи, и единомышленники этих заключённых, наезжая для свидания со своими братьями по вере, останавливались всегда у Малевенного и вместе с ним посещали тюрьму. Через несколько месяцев глава этого движения. Венедикт Душенковский был сослан в Елисаветпольскую губернию, а вскоре затем последовала высылка и остальных. Приезжавшие единомышленники вели религиозные беседы с Малеванным и, хотя после высылки заключённых, несмотря на обещания, они не заглянули к нему, но семя было брошено, и Малеванный с особым усердием начал заниматься изучением библии.
Выбрав себе из своих единомышленников баптистов 4-х более подходящих по настроению собеседников, он вместе с ними углубился в изучение библии и пришёл к заключению, что всё содержание Нового Завета есть ни что иное, как ряд притч, что собственно жизнь Иисуса Христа о котором говорится в Евангелии - ещё впереди, и что библейским пророчествам ещё предстоит сбыться, что тот Иисус о котором говориться в евангелических притчах, есть лишь синоним правды и истины., и что Христос, т.е правда, был и до Авраама, и во время Моисея, что подтверждается евангелием, в котором Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю вам: и прежде, нежели был Авраам, Я есмь». Затем он говорил, что и в послании к Тимофею, в 6-й главе сказано, что Его « ни кто из человеков не видел и видеть не может», следовательно, Христос, о котором говорится в Евангелии, есть лишь притча о правде, восприятием которой и должно подготовить себя к принятию предсказанного Ветхим Заветом Спасителя.
Одна из последовательниц Малеванного рассказывает мне в письме с эпической красотой Апостольских деяний начало проповеди его следующим образом:
«…И баптисты стали его ненавидеть и даже хотели отлучить от церкви его, потому что он их обличал за их неправильные поступки, тогда мученик Малеванный объяснил их церкви, что кто хочет, братья и сёстры, пусть идут с ним славить Господа Славы. Тогда на это предложение согласилось ещё четыре семейства, и так продолжалось месяцев пять или шесть, они отдельно от баптистов славили Господа Славы, и в октябре месяце 1890г. мученику Кондратию Дух свидетельствовал пробыть в посте и молитве. Тогда он объявил это своей церкви, тем, которые были присоединены к нему славить Господа, тогда братья и сёстры тоже пожелали с ним пребыть в посте и молитве и пребыли они день и ночь, и на другой день в половине дня, когда они молились и стояли на коленях, явилась слава Господня, и мученик Кондратий проговорил на ином наречии, и с великим восторгом вострепетала его плоть, и он запел громким голосом псалом :
«Слышите ли Божий Глас
«Поющего в саду,
«Новым гласом он поёт,
«Весна вечна настаёт…
и до конца, и так громко пропел, что все соседи сбежались и недоумевали, что бы это значило, потому что день это был праздничный, и когда окончилось моленье, тогда одна сестра Мария, в восторженном Духе пала к ногам мученика и смело говорила: «истинно ты Христос, Спаситель мира». И он тогда смиренно своими руками поднимал её с полу и говорил слова: «не делай сего, а поклонись и воздай славу Господу, сотворившему небо и землю». А она ещё более и более продолжала кричать: «истинно ты Спаситель мира, Христос Иисус!». Тогда брат Савелий в великом восторге и в Духе вострепетал и тоже говорил: «истинно ты Спаситель мира, Христос!». Тогда и все остальные, сколько их было в собрании, братья и сёстры, возрадовались Духом и славили Господа и говорили: «истинно ты Спаситель мира Христос Иисус!».
А православные более и более наносили насмешку и хулу на Святого Духа. Так продолжалось около двух недель, и стало много народа приходить из братьев (т.е. баптистов) и из православных, которые приходили из любопытства, а не которые и верили в точности.
Тогда полиция и попы видят делать нечего, стали преследовать мученика, а он давал всем очень хорошие наставления.
Госпожа Ясевич-Бородаевская так изображает проповедь Малеванного: «В белых одеждах, со скорбью во взоре, Малеванный встречал всех приветливо и ласково; воздевая руки к небу, он со страстью говорил о зле, царящем на земле и охватившем весь род людской, указывая на необходимость возродиться к новой жизни путём самоусовершенствования, любовью к ближнему, добрыми делами, стремлением к истине, исканием её. Говоря о наступлении Царства Бога, Малеванный вместе с этим предсказывал о предстоящих ему страданиях
Эти страдания начались очень скоро.
Узнало начальство и православные попы. В один прекрасный день, по наущению попа, приехал полицейский надзиратель. Собралось много народа у домика, где жил страдалец. Надзиратель требовал от него всякие ответы, но страдалец не давал никаких ответов, а только молился Богу. Тогда надзиратель тайком позволил народу ломать и колотить домик, в котором находился страдалец, и в эту ночь побили в этом домике все окна и двери и кидали в окна и двери палками и каменьями, а страдальца с семейством Господь сохранил. Они спаслись прячась по закоулкам и за простенками. Семейство их было шестеро детей, а всех 8 душ, и домик принадлежал им.
На утро домик остался совсем разорённым.
После этого стало стекаться к ним множество народа с разных сёл и деревень слушать наставления мученика, кто из любопытства, а кто с чистым сердцем. И многим православным открылись сердца. И весь город Тараща пришёл в движение.
Тогда начальство поставило полицию отгонять народ от домика страдальца. Но полиции делать было нечего, потому что не успевали отгонять народ и отправлять по этапу. Тогда поставили городового солдата в доме, чтобы никого не допускать до страдальца, и городовые постоянно в доме находились посменно день и ночь, и так продолжалось около месяца.
А народ не переставал приходить к страдальцу, и братья которые поверили, с большой поспешностью и с великим восторгом повсеместно прославляли Бога.
Тогда, конечно, священство поспешило дать знать об этом в Киев, и оттуда приехали миссионеры, протоирей и надзиратель города Тараща.
Попы таращанские производили тогда беседы со страдальцем и задавали всякие вопросы, чтобы уловить в словах и говорили: как ты смеешь называть Спасителем? Тогда мученик отвечал, что «я не называю себя Спасителем, но это свидетельствует Дух Отца моего небесного». И после этого, конечно, по просьбе попов, на другой же день и взяли страдальца в тюрьму города Тараща и насмехались над ним. Одели его в самую худую одежду и на свидание никого не допускали, и посадили в одиночную камеру, и дали в изголовье ему камень. Через три дня пришёл к нему в камеру поп и стал мученика уговаривать, говоря: «Кондратий, прими православие, и тебя отпустят домой, и ты будешь жить с семейством. Что нам до тех людей, которые раньше страдали. Это люди были святые, где же нам равняться с ними!»
Тогда страдалец указал священнику на себя, на одежду и камень, который был подан для изголовья.
Тогда священник почувствовал в себе стыд и велел переменить одежду на страдальце.
Тогда страдалец сказал: «пусть мою плоть истребят, но Дух во мне жив будет».
В Тараще в тюрьме держали три недели и на свидание ни кого допускали, и потом повели его к следователю,
Следователь его семейство допустил на свидание. И у следователя мученик беседовал с семейством свободно, и после ещё неделю продержали в тюрьме в Тараще; потом отправили в Умань в тюрьму, где продержали его до Тройцы, и начальство допытывалось до него с разными вопросами и разные ловушки ставили, чтобы уловить его в каком либо слове, чтобы предать его суду, но ничего не помогало им, и им очень это было скорбно, что страдалец неграмотный человек, а показывает всё из писаний, из закона Божьего.
Из тюрьмы Уманской повели страдальца через город Тараща в Киев. Не доходя 20-ти вёрст до города Таращи, в местечке Баранополь, братья узнали, что ведут страдальца и что этап остановится на днёвку. Поспешили встретить страдальца с конвоем. И его семейство было допущено и братьев допустили до беседы. Конечно, это не даром, а братья собрали денег и подкупили конвойных солдат. И начальством было приказано, не доходя до города Тараща, сковать страдальца в оковы, что и было сделано. Он был закован между двумя преступниками. По одну сторону шёл какой-то еврей, а по другую сторону цыган, а страдалец был закован за обе руки, одна рука к цыгану, другая к еврею. И в Тараще ночевали всего одну ночь; некоторые братья провожали его до следующей станции и там также за деньги были допущены на беседу, а некоторые провожали даже до города Киев. В Киеве исследовала страдальца комиссия, и потом отправили его в Кириловку (т.е. в сумасшедший дом).
Первый раз его продержали в больнице не долго и выпустили домой под надзор полиции. Народ снова стал стекаться к нему и слушать его проповедь. Полиция воспользовалась первым поводом недозволенного собрания, когда в дом к Малеванному пришло несколько братьев, и снова арестовали его. На этот раз его не отправили в Киев, а посадили на высидку в городе Тараще при полицейском управлении. По словам родственников, его там жестоко избили и после всякого издевательства отпустили домой. По всей вероятности, Малеванный после этого пребывания у своих «опекунов» опасно заболел, быть может нервной горячкой, так как, по утверждению родственников, он около шести недель не выходил из дому и к себе никого не пускал и часто произносил какие-то не понятные слова. Но после шести недель он поправился и снова вышел на проповедь. Народ снова повалил к нему, и он стал снова опасен в глазах властей.

 [/size]
[size=12]продолжение следует.....
 
Форум » Международный Литературный Клуб «Родное слово» » Гостиная Аллы Тимошенко » О Великом Учителе К.А. Малеванном и малеванцах (Бирюков П. Onex , pres Geneve. 27 мая 1904 г.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: