Пятница, 29.03.2024, 06:36
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Дяловская, Леонардл  
Форум » Международный Литературный Клуб «Родное слово» » Творчество Приднестровья » С. Котельникова. История – учительница наша. (О творчестве поэта и барда Петра Садовникова)
С. Котельникова. История – учительница наша.
ДяловскаяДата: Воскресенье, 28.04.2013, 11:41 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 96
Статус: Оффлайн
С. Котельникова. История  – учительница наша.
Жить в сегодняшнем Приднестровье  и быть патриотом – это историческая необходимость. Нежные чувства к родине у людей обычно просыпаются в общей опасности и предчувствии каких-то благостных перемен. У нас было первое (1992 год), « Я не спеша шёл на вокзал. / Нет, я не думал о войне, / Я видел тот же школьный зал / Пустым… И плохо было мне; / Конечно, столько лет прошло / И по-другому надо жить, / Но то, что там произошло, / Нельзя забыть! Нельзя забыть…»   (П.Садовников «Бендерский вальс»)
И мы надеемся на (светлое будущее – 2011год) второе. « Осенью был я в селе молдавском. / В буйство веселья его окунулся, / В роскошь природы и в удаль пляски,
Да так, что до сей аж поры не очнулся!»                  (П.Садовников «В селе молдавском»)
Чувство родины не атрофировано у представителей авторской песни. Ценю и уважаю их. Патриотизм преимущественно свойственен бардам старшего поколения.  Поющих патриотическую песню сравнительно немного: Г.Барабаш, С.Галушкин, В. Скоробагатый, В. Карзанов, П.Садовников.
Хочется поделиться раздумьями о некоторых гранях творчества поэта, автора музыки и исполнителя Петра Садовникова, шестидесятилетний юбилей которого мы отмечаем в этом году. «Мои предки по Яику в тёмную давность селились, / Убегая от податей, царских оброков, плетей.  «…» / Были смелы, сильны, /были вольного ветра вольней».                          (П.Садовников «Предки»)
Интересно, что часть  его песен и стихов рассказывает не о той родине, которая есть здесь и теперь, а ещё о царских временах, историческом прошлом: «Два Александра. Пушкин и Суворов. / Какие славные навеки имена. / Один –  полковник –  строил этот город, / Другой поэт опальный, но одна / Была у них Россия, есть и будет, / И город наш на древнем рубеже
Ни славы их, ни дел не позабудет, / Как бы история на новом вираже / Не диктовала нам свои условья, / Мы были, есть и будем Приднестровье». ( «Два Александра»)
Главные герои  –  простые люди и военные, поэты и общественные деятели,  даже цари.
Нам всем, живущим  здесь, в Молдове, в ПМР, « История приберегла «…» пример –
Петра и Кантемира. / Пётр Первый был российский государь, / А Дмитрий был молдавский господарь.  «…» Они здесь подружились навсегда. / Друг дружку каждый другом звал своим».   ( «Петр и Кантемир») Видно, чем дальше от нас прошлое, тем оно идеальнее.
Его поэтическая стихия тяготеет к сюжетности. Этот автор умеет представить в пяти -десяти куплетах  стихотворения целый роман, например, повествование о трехсотлетней дружбе России и Молдовы: « Тут нужен памятник! Эх, где бы деньги взять?! / Великий Пётр, В ботфортах и при шпаге. / А рядом Кантемир. В руке перо, бумаги… / Беседуют с улыбкой в бронзе, в меди… / А снизу надпись –  «Мы друзья, соседи».
Подобные эксперименты на редкость увлекательны. Более жесткой я назвала бы другую черту его гражданской лирики – обличительство. Певец  в этой ипостаси подобен М.Лермонтову, который любил родину, видел ее недостатки и очень хотел, чтобы их не стало. Петр Евгеньевич Садовников, много и плодотворно работающий с детьми, хотел бы видеть оборудование секции для детского туризма самым новым и надежным: «У нас Михалыч на рванье, калошах / По два-три раза в лето дней на двадцать / Уходит. Так смотреть бывает тошно, / Когда начнут ребята собираться / Я мягко выразился Рвань! Короче / Заплата на заплате – просто ужас! / Эгей, инвесторы никто из вас не хочет / Вложиться, нам туризм очень нужен». («Швейцария…почти»)
Жанр сложный. Работающий в нём бард постоянно рискует скатиться в назидательность и наставничество.  Поэту удалось этого избежать. Хороши его произведения тем, что они получились предельно искренними. Справедливо это потому, что патриотика пронизывает всю нашу жизнь: в ней любовь дается в трехмерном пространстве. Это и любимая родина, и отчий дом, и настоящая семья. « Ты девочка еще, тебе бы  косы. /
Ты всё куда-то рвёшься, рвёшься, / Хотя в глазах твоих зари / весенней росы, когда смеёшься.  «…»  Как мало я сумел тебе сказать / О Счастье, о Любви, о Человеке. / Ты девочка ещё, ты девушка уже, ты – чудо! / В глазах играют золотинки света, / Я никогда тебя не позабуду – любовь поэта».
Для него «авторская песня» - понятие довольно широкое. Авторская – значит, индивидуальная, креативная. Он исполняет композиции не только на свою музыку и свои слова, но и песни, написанные, скажем, на стихи классиков прошлого и современности. Причем делает это не один, а со своей семьей: женой  – Аллой Барышниковой и дочерью –  Марией Садовниковой. И это еще не предел. Петр и Алла – руководители секции по обучению игре на гитаре при городском туристическом центре для детей и юношества. Их «Бригантина» с удовольствием поднимает паруса и отправляется в плавание. Эти талантливые люди дают большие концертные программы как для детей (в школах Приднестровья), так и для взрослых (от больших городов – до самых маленьких сёл).
Например, апрель 2012 года. В Тираспольском объединенном музее прошёл тематический вечер «И мирным стал тираспольский апрель» к  68-ой годовщине освобождения города от немецко-румынских оккупантов. Его участники - курсанты Военного института Министерства обороны, для них и подготовили свою специальную концертную программу многократные лауреаты фестивалей авторской песни Пётр Садовников и Алла Барышникова. В нее вошли как классика:  «Катюша», «Землянка», «Война», так и песни собственного сочинения. В зале прозвучали авторские стихи, а их воспитанники исполнили «Бабушкин вальс».
Но в их репертуаре – десятки произведений разной тематики, в том числе и духовной («Молитва»). Самое простое, трогательное и согласное душе определение этому жанру звучит так: молитва - беседа или разговор с Богом. По своему содержанию молитвы распадаются на благодарственные, ходатайственные за других, просительные и покаянные. Поэтому любой человек может молиться о прощении, каяться в совершенных им грехах. Слезы - частые спутники ее. А как важна и необходима молитва, когда несчастье случается с нашими близкими – родственниками или друзьями. Тогда мы просим о помощи, не оставить нас в горести, а наставить и утешить: « Господь! Прости нас малых сих! / Ты защити нас, Божья матерь! / В свой славный праздник Покрова / Услышь меня, дай мне слова / Чтоб как вино в крови играли, / Чтоб людям в души проникали! / Наполни музыкой мой стих, / Господь! Прости нас малых сих, / Ты защити нас Божья матерь…» («Молитва»)
Рискну высказать свою точку зрения: почему хороших песен гражданской тематики мало? Сейчас момент, когда авторская песня подвергается вторжению в неё разных музыкальных стилей: бит, фолк, кантри, джаз. Иногда, обогащая самодеятельную песню такими музыкальными  красками, авторы обедняют ее бездумным смешиванием содержательно-текстовых сторон этих направлений. Семейный ансамбль Садовниковых и здесь нашел золотую середину, тонкую грань вкуса, за которую переступать нельзя.  Но вернемся к стихам: « Суворов, скажите, вот вам чего?  / – Славы отечеству.  – А себе? / – Производства по службе. – Ясно, чинов. / – Ну что вы, господа, только побед! (П.Садовников «Только побед»)
Благодаря этим талантливым и творческим людям, я надеюсь, что слова: Родина, гражданин, патриотизм не покинут не только толковые словари, но и душу, и речь молодежи, моих современников.
 
Форум » Международный Литературный Клуб «Родное слово» » Творчество Приднестровья » С. Котельникова. История – учительница наша. (О творчестве поэта и барда Петра Садовникова)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: