Суббота, 09.11.2024, 01:07
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Дяловская, Леонардл  
С.М. Заяц, кандидат филологических наук, член МСПС
ДяловскаяДата: Пятница, 29.03.2013, 16:51 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 96
Статус: Оффлайн
      С.М.Заяц, кандидат филологических наук, член Международного сообщества писательских
союзов

 Аксиологическийподход в изучении литературы Серебряного века
     Аксиология как наука о ценностях зафиксировала ценностные характеристики
человека, общества, эпохи и дала им оценку с точки зрения этики. Так вековым
опытом человечества были выработаны «общечеловеческие ценности», которые
выстроены в контексте сущностных и значимых оснований жизнедеятельности людей,
их взаимодействия и взаимоотношений.
    Безусловно, что всякий человек ориентируется на своем жизненном пути
некими нравственными и этическими нормами. Причем данные ценности не столько
принадлежат определенной эпохе, сколько вечности. Именно, ориентируясь на
вечные ценности, и следует рассматривать столь противоречивую эпоху, каковой
была русская цивилизация, которую сегодня принято называть Серебряным веком.
Это была своеобразная и удивительная эпоха, о которой Л. Долгополов писал: «В
одних случаях осознание своей полной причастности к историческим и социальным
изменениям давало возможность личности (будь то писатель или его герой) активно
включиться в процесс пересоздания действительности и реальных человеческих
отношений. В других, напротив, порождало мысль о фатальной подверженности
человеческой судьбы вне ее лежащим воздействием, что, в свою очередь, приводило
к концепции безысходности и обреченности. В третьих случаях, возвышало личность
до осознания трагического величия своей судьбы, когда понимание полной
причастности к происходящему в «большом» мире порождало мысль о необратимости и
единстве исторического процесса и, следовательно, о неизбежности грядущих
сдвигов и потрясений. В четвертых, – ставило писателя во враждебную по
отношению к происходящему во внешнем мире позицию, поскольку на первый план
выдвигалось стремление сохранить свою индивидуальность, не дать ей раствориться
в том бурном потоке превращений, столкновений крайних позиций и точек зрения,
которым оказалась захвачена жизнь России в начале века» [2:23-24].
     Совершенно очевидно, что изучение столь противоречивой эпохи,
накладывает на исследователя определенные обязательства, призывающие его
определить путь, на котором будет рассматриваться личность и время. В первую
очередь необходимо вывить нормы, ценности и идеалы. «Их иерархия, - пишет
современный ученый-педагог А.И. Шемшурина, - предполагает восходящую линию
внутренних нравственных побуждений, личностных установок человека по отношению
к себе. В данном восхождении прослеживается динамика внутренних процессов
нравственного развития личности, укоренившихся установок, в которых содержится
суть перемен, характеризующих нравственное продвижение человека к этической
культуре» [4:53].
      Нравственное продвижение и необходимонаблюдать при исследовании творчества писателей Серебряного века, выявляя
духовные приоритеты. Например, совершенно очевиден посыл Максимилиана Волошина
нам, читателям: «Глубоко ложен принцип «искусство для всех»…Искусство никогда
не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и
скрытых тайниках его души… Искусство должно быть «для каждого», но отнюдь не
для всех. Только тогда оно сохранит отношение индивидуальности к
индивидуальности, которое и составляет смысл искусства… Все положительные силы
человека – в любви» [1:296,298].
       Вэтом послании поэта заявляется фундаментальная тема отношения человека и
искусства. Эти взаимоотношения логично рассматривать с аксиологических позиций,
выявляя ценностные ориентиры. Целевая установка аксиологического подхода – в
движении от «Я» для себя к «Я» для других. В нравственно-ориентированном
согласовании двух данных позиций, по словам А.И. Шемшуриной, - путь действия
аксиологического подхода. Аксиология стремится пробудить личность, совершить
акт прозрения. Можно сказать, что такое пробуждение и прозрение мы видим в
творчестве раннего Блока, в его замечательном цикле стихов о Прекрасной Даме;
практически вся поэзия Анны Ахматовой проникнуто лирическим сопереживанием,
вызывающим катарсис, духовное преображение; на пути преображения и возрождения
- творчество М.А. Волошина.
     Исследователи уже издавна отмечали способность поэзии символизма
вызывать удивительные прозрения. Известный исследователь символизма
Машбиц-Веров писал: «Художник прозревает в жизни ее божественные истоки; для него
«природа – знаменье и тень предвечных дел»: <…> Красота, музыка и вещее
прозрение – вот оружие и сила поэта. Этим он дает ощутить божественную благость
бытия» [3:145].
     Таким образом, не только знакомимся с основным принципами символизма, но
и рассматриваем творчество символистов с точки зрения аксиологии. В базовые
ценности данной науки входят: человек, жизнь, природа, культура, добро, истина,
красота, семья, справедливость, гуманизм, ответственность, терпимость, чувство
собственного достоинства, гражданственность и патриотизм. Выявляя базовые
ценности, определяем смысл человеческой жизни. Этот смысл, возможно, понять,
осмыслив проблему пути, когда происходит становление личности. «Лирическая
поэма, цикл стихотворений, стихотворный сборник становятся основными жанрами
поэтического творчества в начале века. В центре каждого из этих жанровых
образований находится воспроизведение внутреннего мира поэта, представленного,
однако, в формах объективированных, т.е. соотнесенных с действительною жизнью.
Лирический герой получает черты личности формирующейся в процессе становления
(курсив мой), т.е. по этапам ее внутреннего созревания. В сознании поэта
оформляется специальная и важная проблема - проблема пути, реализуемая в стихах
как идея судьбы, соотносимой с историческим ходом времени» [2:107-108].
   Понимание пути приходит с осмысления того, что мир есть, согласно слову
Павла Флоренского, раскрытие Человека, раскрытие человека как образа и подобия
Божия. Чтобы к этому приблизиться, в искусстве Серебряного века необходимо
выявлять те ценности, которые помогут совершить положительный прорыв в
понимании человеческого существа.
    Известно, что литературу Рубежа веков всегда отличало удивительное
глубокомыслие. Еще Цицерон говорил, что человек таков, как он мыслит, он есть
отражение своего внутреннего мира. Вот этого отражения в деятелях литературы
Серебряного века было предостаточно, причем независимо от художественного
направления. Откровенностью отличалось не только творчество символистов. И
акмеисты, и тем более футуристы, несмотря на свой эпатаж, открыто высказывали
свои воззрения. А разве скрывали свои мысли Максим Горький или Иван Бунин, или
Александр Куприн, или Иван Шмелев, знаменитые деятели реализма, неореализма,
неоклассицизма и т.д.? В этих осмыслениях видим желание понять смысл
человеческого существования, обретения самого главного смысла Бытия.
    Изучаяпредставителей Серебряного века, следует обращать внимание не только на
осмыслении действительности как таковой, но выявить сосредоточение мысли человека
на последствиях совершенного им нравственного выбора (тогда легче будут поняты
метания того или иного автора, его взлеты и падения). Выявить же сосредоточение
мысли, возможно, если проявим ценностный подход в анализе действий авторов и их
героев в процессе их жизненного пути. Узнавание жизненного пути возможно только
при наличии диалога или, лучше сказать, полилога, в который включаются автор,
его герои, эпоха и исследователи. В результате полилога неизбежно произойдет
выявление личностно-значимых решений. Естественно, что эти решения необходимы
более всего не столько исследователям (что, само собой, разумеется), но
современному читателю, познающему непростой мир Серебряного века. Очевидно, что
это узнавание поможет совершить духовный переворот в нравственном мире
современника.
    Но,чтобы не произошло отрицательного воздействия, необходимо держать свое
нравственное движение на пульсе мировой культуры, в основании которой заложены
бессмертные ценности, увязывая их с культурой Серебряного века, о чем, в
принципе, упоминали выше.
     Итак,в основе аксиологического подхода в изучении литературы Серебряного века стоит
концепция глубокого взаимодействия и взаимопроникновения человека и вселенной,
Бога и человека. Поэтому так важно выявлять общие тенденции взаимодействия
общего и частного, космического и личностного. Можно сказать, что человек, как
мера всех вещей, согласно мысли Протагора, стоит в основании аксиологии.
                   Список литературы
1. Волошин, М.А. Стихотворения. Статьи.Воспоминания современников Вступ.ст. З.Д. Давыдова, В.П. Купченко. – М.:
Правда, 1991.
2. Долгополов, Л. На рубеже веков. О русскойлитературе конца ХIХ - начала ХХ века– Л.: Сов. писатель, 1985.
3. Машбиц-Веров И.М. Русский символизм и путьАлександра Блока. - Куйбыш-ское кн. изд-во, 1969.
4. Шемшурина А.И. Аксиологический подход ввоспитании как метод и перспективная стратегия. -  «Образование в современной школе» №6, 2011,
с.53-61.
        [size=14][/size]
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: