Вторник, 15.10.2019, 01:19
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Леонардл, hendus  
Форум » Международный Литературный Клуб «Родное слово» » Гостиная Галины Хэндус » О традициях России (Русская баня)
О традициях России
hendusДата: Воскресенье, 22.09.2019, 07:03 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 283
Статус: Offline
Русская баня


Продолжаю знакомить читателей с отрывками из книги о русской истории и традициях. Европе есть чему поучиться у русских - в частности гигиене тела!

Без бани сложно понять менталитет русского народа и точно не проникнуть в душу, которая открывается в горячей парилке. Поэтому остановимся поподробней на понятии русская баня. Оговорюсь – баню не нужно путать с сауной – это разные вещи, но про эту разницу мы поговорим чуть позже.

Итак, баня появилась на Руси еще в языческие времена, почти одновременно с возникновением славянских племен. О бане славяне упоминали в устном народном творчестве, то есть раньше, чем у них появилась письменность. По данным историков, уже в V веке на Руси были бани, ими пользовались как богатая знать, так и простой люд. Видимо, еще тогда русы догадывались, что чистота – лучшая красота.
По другому относились к языческим баням яростные адепты христианства. В соответствии с иудео-христианскими догмами, уход за телом был объявлен ими недопустимым языческим грехом. Особенно яростным противником языческих бань был епископ и богослов Киприан из Карфагена. Он поддерживал восхваление святых, которые носили рубища и вериги, истязали тело и жили только в молитвах, не заботясь о потребностях тела. Его последователи дошли до того, что утверждали: чистота тела является нечистотой души. Но вершиной мракобесия и тупости, на мой взгляд, явились новые церковные нормы Трулльского вселенского собора, созванного императором Юстинианом ll в 691 году. 11-е правило из 102 принятых тогда канонов запрещало пользоваться христианам услугами врачей-иудеев и мыться с евреями в одной бане. После принятия этих законов фраза «обвиняемый был замечен принимающим баню» стала обычной в отчетах католической инквизиции, как несомненное доказательство ереси.

Подумаем, читатель, вместе, откуда такая ненависть к чистоте? Христианским священникам, скорее всего, не нравилось, что иудеи и язычники имели общую традицию содержать тело в чистоте. Здесь могла взыграть обыкновенная ревность к конкурирующей религии и христиане решили возвысить свою религию, как более правильную, поэтому объявили мытье тела грехом. Дуракам закон не писан... Необразованным ранним христианам примитивный лозунг «не моется – христианин, моется – враг» оказался близок и понятен, поэтому они сотни лет следовали ему, веря каждому слову отцов церкви. Слава богу, те времена прошли, и мы возвращаемся, читатель, к русским баням.

В Х веке Русь приняла православие и сразу же обменялась с Византией послами. Бани в то время были на Руси настолько популярны и важны, что в договоре с Византией был прописан специальный пункт о том, что русские послы в Константинополе могут посещать бани в любое время, а не только в субботу. Подумай, читатель – в дипломатическом договоре между странами включен пункт про баню – вот как чтили русы чистоту тела!
Чистые сапоги быстрее ходят.

Чем же бани оказались так хороши для русского народа, что перебрались с ним из язычества в сегодняшний день и имеют при этом более древнюю историю, чем православие? Сохранять тело в чистоте не только для здоровья, но и хорошего душевного настроения – вот главные причины!
Баня любую болезнь из тела гонит.

А теперь два слова о лечебной стороне бань. Целебный эффект пропаривания больных был известен еще древним грекам, о чем имеются исторические доказательства. Русские монахи решили проверить, так ли верны древнегреческие рецепты, имеется ли на самом деле положительный эффект бани для больных и можно ли этот метод применить на Руси. Их опыты быстро подтвердили, что правильная банная процедура является отличным лекарством от многих болезней. Конечно, монахи учитывали климатические условия Руси, славянский менталитет, но это были уже мелочи по сравнению с эффектом от парения. Свои выводы они довели до правителей страны – только там могло быть принято решение о пользе и разрешении бань для лечения.

Великий князь Владимир быстро оценил опыт монахов. В уставе Руси Х века бани были названы средством для больных, то есть князь подтвердил этим терапевтическое свойство бань. С этого времени на Руси при каждой больнице стали строить бани и обязали там парить больных. Монахи пошли дальше и взялись доказать, что бани являются также гигиеническим и профилактическим средством против болезней. Конечно, такие доказательства приводились на чисто интуитивном уровне, но они также принимались в расчет. При суровом климате и быстро растущих территориях, государство нуждалось в здоровом населении, а предупреждение болезней и эпидемий сохраняло его от вымирания. После бани было обязательным надевать чистое белье, что позволяло не только коже дышать, усиливало иммунитет и добавляло легкости, но и не давало шанса размножаться насекомым и оберегало людей от заразных болезней. Не зря в России говорят: попарился – как с родными повидался. То есть после банной процедуры человек не только смывает грязь с тела, но и получает положительные эмоции.

Пока русские князья пропагандировали собственным примером и всемерно поддерживали строительство бань, европейские и азиатские путешественники относились к ней с большой опаской. Многие считали ее изощренной добровольной и непонятной им пыткой. Они посещали бани, как необычный аттракцион, не снимая одежды. Со стороны иностранцы с удивлением наблюдали, как голые люди обливают себя и горячие камни водой или квасом, лупят друг друга прутьями с размоченными в бадьях с водой листьями, глотают обжигающий влажный воздух, а зимой выскакивают после избиения друг друга ветками голыми на мороз, прыгают в проруби и при этом радостно орут. Такого дикого, на их взгляд, развлечения, удивленные путешественники абсолютно не понимали. Они качали головами, закатывали глаза и были абсолютно уверены в варварстве русских. У себя на родине европейцы привыкли раз в год, а то и реже, сидеть в больших чанах с теплой водой и аккуратно соскребать деревянной лопаточкой грязь и вшей с тела. Зрелище же традиционной русской бани казалось им после привычной традиции болезненным и кощунственным самоистязанием.

Давно известно, что в средневековой Европе личная гигиена практически не существовала. На это оказывало большое влияние то, что народ безоговорочно верил католической церкви, а она не уделяла телу и заботам о нем никакого внимания, считая тело просто сборищем грехов. Трудно не согласиться, если вспомнить, про разврат, царивший в среде высшей католической власти – стоит вспомнить хоть милую семейку Борджиа – а также гомосексуальные связи монахов в монастырях... Но это не наша тема!

В XI веке Римом был издал указ, по которому католикам было запрещено по воскресеньям купаться и даже мыть лицо. В то время бань в Западной Европе не было и строительство их не намечалось, но народ не хотел ходить грязным и купался в древнеримских термах – в одном только Риме их насчитывалось более тысячи. Но и тут католическая церковь усмотрела источник не гигиены, а разврата и запретила народу даже смотреть в сторону термальных источников под угрозой отлучения от церкви. С высокого амвона священники проповедовали не отвлекаться от работы и служения церкви, не думать о бренном теле и поэтому мыться как можно реже.

Пренебрежение гигиеной обошлось Европе очень дорого: в XIV веке Франция, Германия и Испания потеряли от эпидемии чумы треть населения, Англия и Италия – до половины. Страшная черная смерть унесла двадцать пять миллионов жизней, то есть одну четвертую часть населения Европы. Но парадокс состоял в том, что христианская церковь сочла чуму наказанием за грехи, в том числе и за посещение бань! Хотя чума пришла с Востока, в частности из Индии, она обошла Россию стороной – потери там оказались минимальными. Может быть, потому, что там люди следили за гигиеной? Других причин я назвать не могу.

Автор бестселлера «Парфюмер» Патрик Зюскинд прекрасно описал тогдашнее зловоние европейских городов в своем романе: «Улицы провоняли дерьмом, задние дворы воняли мочой, лестничные клетки воняли гниющим деревом и крысиным пометом ... Воняли реки, воняли площади, воняли церкви, воняло под мостами и во дворцах. Крестьянин вонял как и священник, ученик ремесленника – как жена мастера, воняло все дворянство, и даже король вонял, как дикое животное, а королева, как старая коза, и летом, и зимой...»
Может быть, из-за своей реалистичности книга тридцать лет пролежала на полке, прежде чем стать бестселлером и покорить умы людей исторической правдой, замешанной на необычной фантазии?

Народ был необразован в вопросах гигиены, да и откуда взяться знаниям, если даже слова такого не существовало?! Но давай заглянем, читатель, за каменные стены богатых замков – возможно, там было известно слово гигиена. О, нет! К большому сожалению, даже короли, закрывшиеся в них, были подвергнуты из-за отсутствия чистоты разнообразным и неприятным болячкам, что подтверждают также исторические документы. Суди сам, читатель: Папа Климент V умер в 1314 году от дизентерии, хотя официальной версией считается смерть от рака. Папа Климент Vll в 1534 году умер от чесотки, по официальной версии – предположительно! от отравления грибами. Принц Карл Август Гольштейн-Готторпский в 1727 и две дочери императрицы Марии-Терезии Австрийской, Мария Иоганна Габриела в 1762 и Мария Йозефа в 1764 году – все трое умерли в возрасте от 12 до 20 лет от оспы. Это только несколько примеров, которые я знаю. Сколько их на самом деле, известно только архивам, но они по большей части закрыты, чтобы не волновать народ неприятными или негигиеничными болезнями венценосных особ.
Кто сам врет, другим не верит.
Короли, герцоги, архиепископы и другие наделенные властью особы не мылись годами из религиозных побуждений. На их телах копошились сотни насекомых, которые стряхивались с одежды перед отходом ко сну. Своя грязь не колет глаз. Впрочем, были и такие, которые следили за чистотой тела. Например, английская королева Елизавета l очень гордилась тем, что мылась раз в месяц. По тем меркам она была примером опрятности и чистоты.
Это исторические факты. Но не будем осуждать, читатель, высоких сановников Европы за то, что они не знали и не придерживались правил гигиены – это была не их вина, а их беда. Антисанитария, болезни и голод являлись визитной карточкой средневековой Европы – другой жизни она не знала.

Так вот, пока Европа считала русских варварским народом, великий венецианский путешественник и купец Xlll века Марко Поло так описывает нравы своих соотечественниц: «Венецианки ходили в дорогих шелках, мехах, щеголяли драгоценностями, но не мылись, а нижняя одежда у них была или чудовищно грязна, или ее не было вовсе». Неприятность, конечно, но не исключение из европейских правил. Например, испанская королева Изабелла Кастильская, правившая страной в XV веке, без стыда заявляла, что за всю жизнь мылась дважды – при рождении и перед свадьбой. Меня удивляет при этом, как она сумела стать матерью пятерых детей. Впрочем, если и ее супруг был такой же чистюля...
Французский двор короля Людовика XIV тоже не отличался чистоплотностью. Однажды королю так надоел и вид, и запах его придворных, что он издал эдикт, в котором указывал при посещении двора не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние, исходящее от тел и одежды его подчинных, а также изо всех углов дворца, где гадили прямо на пол, потому что о туалетах не слышали. Кстати, изящные блохоловки и чесалки от вшей из слоновой кости сегодня можно увидеть во многих французских музеях. Они лишний раз доказывают то, о чем я поведала выше.

Но – все хорошо, что хорошо кончается! Благодаря неприятному запаху немытых французских тел мы имеем сегодня самые лучшие французские духи. Не знаю, кто как, лично я к духам из Франции претензий не имею.

Нужно признать, что многие образованные иностранцы понимали и признавали, что русские в вопросах гигиены намного обогнали Европу. Испанец Антонио Риберо Санчес, состоявший врачом при дворе царицы Елизаветы Петровны (XVlll век), писал, что часть денег, используемых на покупку аптечных снадобий за границей, лучше бы направить на строительство бань, которые не только сохраняют здоровье, но исцеляют многие болезни и вполне могут заменить все эти лекарства. Последние годы жизни он прожил во Франции, где в 1774 году издал книгу о российских банях.

Немецкий врач Конрад Антон Цвирлейн в 1788 году писал в своей книге «Врач для любителей красоты»: «Кто чаще станет обмывать водой лицо, голову, шею и грудь, тот не будет иметь флюс, опухоли, а также зубной и ушной боли, насморку и чахотки. В России совсем не знают сих болезней, потому что россияне с самого рождения начинают привыкать омываться водой». Образованный человек был Конрад Антон и совершенно правильно призывал заботиться о красоте здорового тела!

Баня на Руси имелась практически в каждом доме и топилась каждую субботу. Так как все дома в стране долгое время строили из дерева, бани специальным царским указом разрешали возводить на огородах, у водоемов и подальше от домов, чтобы избежать пожаров.
Популяризации русских бань в Европе способствовал царь Петр l. Но, прежде чем дальше углубляться в русские бани в Европе, сделаем короткую остановку в Российской империи. В XVlll веке Швеция с коалицией северо-европейских государств объявили Российской империи войну за право обладать прибалтийскими землями. Северная война длилась с 1700 по 1721 год, то есть более двадцати лет и Петр I отчаянно нуждался в деньгах, чтобы поддерживать армию и развивать флот. Согласно историческим данным, Александр Меньшиков, ближайший сподвижник и фаворит императора, а также один из главных казнокрадов империи, подсказал российскому императору идею ввести налог на бани. Меншиков приводил царю неоспоримый аргумент: русскому человеку без бани нельзя, а потому он как ходил в нее, так ходить и будет, несмотря на налоги. Это, кстати, напоминает мне немецкий налог на телевидение и радио: немецкому человеку без радио и телевидения нельзя, а потому он как смотрел телевизор и слушал радио, так и будет продолжать делать это, несмотря на налоги. Очень похоже!

Извините, немного отвлеклась. Итак, налог на домашние и общественные бани, введенный в 1704 году, вошел в список самых нелепых налогов. Цена налога на баню колебалась от принадлежности к сословию: от 15 копеек до трех рублей в год. И ведь нельзя было отказаться: если русский человек в баню не ходит, то это по меньшей мере подозрительно. Поэтому, хоть и роптали, но налог платили, зато в баню ходили.

Теперь возращаемся назад в Европу. Северная война за обладание Балтийскими землями закончилась победой России. В связи с этим в Голландии и Франции, где еще оставались русские солдаты, Петр l приказал строить для них бани, которые освободил от банного налога. Для русского человека в чужой земле это была двойная радость: после победы в долгой войне, да в русской баньке помыться! Солдаты шли в баню строем, с песнями и прибаутками: Хорошая баня – лучше сытного обеда!

В 1812 году император Александр l перенял эстафету Петра. Русские солдаты после разгрома Наполеона возвращались из Европы домой, а по дороге, на территории освобожденных стран, везде строили бани. При этом они не только сами первыми парились там, проверяя работу на качество, но учили местное население пользоваться банями и утверждали: Душистый пар не только тело, но и душу лечит. Русский солдат мог отчаянно воевать, но к местному населению всегда относился с добром и уважением. Кстати, в этом же году открылась первая русская баня в Берлине, а позже в Берне, Париже и Праге.
В XIX веке Европа наконец осознала необходимость регулярной гигиены тела, а Германия первой их стран показала в этом пример. В 1889 году в Берлине было основано «Немецкое общество народных бань». Девиз общества был таким: «Каждому немцу – баня раз в неделю». К началу Первой мировой войны на всю Германию было открыто уже двести двадцать четыре бани. Конечно, на всю страну это немного, но намного лучше, чем ничего. В отличие от Германии, в России в начале XVIII века, то есть на сто лет раньше, в одной только Москве работали тысяча пятьсот частных, а также семьдесят общественных бань. В одном городе! Почувствуй разницу, читатель!

В русской бане, как ни странно звучит, всегда имелись свои непреложные традиции. Практически все они сохранились до сих пор. Начнем с того, что на Руси бани всегда топили по субботам, поэтому этот день назывался банным. Напомню, что в то время не было пятидневной рабочей недели, поэтому в субботу даже государственные служащие не работали, а посещали баню. В частных банях мылись и парились всей семьей, без стеснения. Эта традиция, кстати, сохранилась во многих семьях, имеющих частные бани, и сейчас.
Что касается общественных бань, то раньше там женщины и мужчины мылись в одном помещении, только на разных половинах. Многие гости из Европы осуждали такой порядок и называли общие бани главным очагом разврата. Екатерина Великая всегда внимательно прислушивалась к критике из Европы. И хотя она часто поступала в своих решениях наперекор, в данном случае решила к ним прислушаться. В 1743 году она издала указ, по которому мужские и женские отделения в общественных банях стали раздельными.
Если уж мы заговорили о временах Екатерины Великой, позволю немного остановиться на этом времени. Екатерина II хоть и была по происхождению немкой, любила Россию и русскую баню. По свидетельству современников, императрица предпочитала париться не одна, а с очередным фаворитом, и при этом любила в бане выпить и закусить – как и положено по традиции. В 1779 году для нее в Царском Селе, на берегу Зеркального пруда, был возведен специальный павильон, где она могла и попариться, и принять ванну. Кстати, слово ванна вошло в русский обиход именно благодаря Екатерине. Банный павильон состоял из шести помещений: сеней, раздевальни, ванной комнаты, парильни, помещения истопника и зала отдыха.

Там же, в Царском Селе, рядом со своими покоями, 60-летняя императрица решила воссоздать атмосферу Древнего Рима и выстроила термы Катерона, которые часто и с удовольствием посещала с последним фаворитом, 22-летним Платоном Зубовым. Термы включали в себя помещение для раздевания, хранения масел, для упражнений, горячую баню, парильню, теплую комнату с подогретой водой и холодную баню. Интерьеры архитектор украсил лепкой, живописью, мрамором, яшмой и скульптурами. Конечно, императрица могла позволить себе подобную роскошь, хотя основой и этого помещения оставались традиции русской бани.

Как уже было упомянуто, бани для русских являлись и до сих пор являются не только местом для мытья, но и местом общения. Еще одна традиция, которую прекрасно описал в записках о России уроженец Курляндии, дипломат Яков Рейтенфельс, живший в Москве в 1670-1673 годах: «Русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не выпив затем за одним столом». Пригласить гостя в баню в России всегда являлось жестом гостеприимства. Описание этой традиции, кстати, можно часто встретить в русских народных сказках: «Вначале гостя накорми, напои, в баньку своди, а там уж спрашивай и спать укладывай.»

Возвращаемся из гостей в баню.
В XIX веке в крупных городах страны стали появляться дорогие, богато обставленные общественные бани с хорошей обслугой и прекрасными буфетами. Они стали своеобразными клубами для деловых и состоятельных людей. В Москве такой баней-клубом стали знаменитые Сандуновские бани или просто Сандуны, где бывал весь цвет российского дворянства и куда с удовольствием стали ходить иностранцы.

Вспомни, читатель, как описывал русскую баню современный американский писатель Мартин Круз Смит в нашумевшем романе «Парк Горького» – с большим энтузиазмом и по известному трафарету. Его главный герой Ренько встречается с офицером КГБ в бане, оба сидят голые, закутанные только в простыни, едят бутерброды с черной икрой и фрукты, запивают их минеральной водой с водкой. Они почему-то не парятся, а только пьют, ну и, конечно, решают очень серьезные политические вопросы... Прям как Екатерина с очередным фаворитом на отдыхе... Что ж, простим писателю-иностранцу не достаточно полное знание русских банных традиций. Он наверняка не успел насладиться настоящей русской баней, ведь в Москве он находился всего неделю, а написать после этого надо было целый роман...

Без бани на Руси не обходилось ни одно торжество. После рождения ребенка это событие семья обязательно отмечала – обмывала – в бане. Раньше, кстати, русские женщины все без исключения рожали в банях. Во-первых, там было тепло, что очень важно для новорожденного. Во-вторых, в бане было всегда чисто, а гигиена при родах была очень важна как для самой женщины, так и для младенца.

Без бани не обходился и свадебный обряд. Накануне бракосочетания невеста с подругами ходила в баню – сегодня это называется девичник. Соответственно, и жених с друзьями посещал парную, то есть устраивал мальчишник. На следующий день после брачной ночи на Руси молодые супруги опять шли в баню, но теперь уже вместе и могли там исполнять, по желанию, супружеские обязанности. Этот древний обычай исполняли также и российские монархи. Если царь хотел спать вместе с царицей, то утром они оба шли в баню и весь двор знал, что монархи будут вечером находиться в общей спальне. Так можно было легко вычислить, как дружно живут царственные супруги, а также, законнорожденный ли ребенок у венценосной пары.

А сейчас поговорим немного о внешнем виде первых бань, которые строились исключительно из бревен. И хотя в одной из летописей Xl века упоминается баня, построенная из камней, этот факт до сегодняшнего дня является, скорее, исключением, чем правилом. Настоящие любители и ценители предпочитают все же строить бани из бревен. Здесь нужно немного пояснить разницу в материалах. Конечно, нельзя сказать, что бани из дерева идеальны, хотя ее единственным большим недостатком является низкая огнестойкость. С другой стороны, каменная баня тоже не застрахована от пожара, ведь вся ее внутренняя отделка, как ни крути, делается из дерева.

Теперь о преимуществах деревянной постройки. Дерево экологично, полезно для здоровья, никогда не вызывает аллергии – важные аргументы! В России достаточно лесов, поэтому дерево можно купить намного дешевле, чем камень или кирпич. Деревянное помещение нагревается быстро, а стены отлично удерживают тепло зимой и прохладу летом. Дерево – живой материал и дает человеку дополнительную энергию, а также положительно влияет на нервную систему. Дерево «дышит», выпускает влагу наружу, поэтому в деревянных стенах не бывает сыро. Конечно, под влиянием холодов, дождей и солнца дерево быстрее камня подвержено внешнему разрушению, но ведь зато такая баня наполнена не только лесными запахами, но долгое время сохраняет запах свежей древесины – а это прямое общение с природой! И потом, бани строят не на сотни лет, как храмы, поэтому через пятьдесят лет можно выстроить и новую баньку – лучше старой!

И еще один важный положительный момент русской бани. Туда ходят не только мыться, но общаться с друзьями и родственниками, душевно расслабиться после рабочей недели, получить физическое удовольствие от веника, а также сильно пропотеть, чтобы лишний раз укрепить иммунитет и поправить здоровье. Думаю, я привела достаточно аргументов, чтобы вызвать у тебя, читатель, не только любопытство, но и желание хоть раз в жизни сходить в настоящую русскую баню. Не забудь пригласить с собой друзей – им наверняка понравится и запомнится этот субботний день!

Теперь обратимся к внутреннему убранству. Маленькие частные русские бани делятся, как минимум, на две части: предбанник и парилку. Но в них обычно имеется или второй этаж, или дополнительное помещение для отдыха, где есть лежанки, кресла, холодильник и обязательный стол. В предбаннике раздеваются и идут в помещение, где парилка соединена с местом для мытья. В больших общественных банях имеются большие отдельные раздевалки, обязательное помещение для мытья или душевые кабины, ну и, естественно, отдельная парная.

Неважно, в какую баню вы идете, частную или общественную, в раздевалке вы оставляете всю одежду, кроме шлепанцев и банной шапочки. Шлепанцы любой формы служат для гигиены и оберегают ступни от перегрева, а шапочка нужна, чтобы в парилке не обжечь горячим воздухом кожу головы и уши, не пересушить волосы и не получить тепловой удар. Температура в парилке не такая высокая, как в сауне – от шестидесяти до девяносто градусов Цельсия. Но к ней добавьте горячий пар, влагу от воды или специально приготовленных травяных отваров, которые льют на раскаленные угли. Такая горяче-влажная атмосфера предполагает небольшую подготовку! Кстати, шапочки для бани традиционно делались и делаются из материалов двух видов: войлока или фетра. Конечно, можно надевать шапку из хлопка или льна, но ни в коем случае не из синтетических материалов. Русские люди всегда близко чувствовали природу, поэтому ценят все натуральное – от одежды до продуктов питания. Ну это так, к слову.
Еще раз повторюсь, что баня в России – не просто субботний день для помывки тела, это традиция общепринятого места для общения. В данном случае вид бани роли не играет – общественная она или частная. В частной, например, обсуждаются дела семьи за неделю, намечаются планы на ближайшее время, решаются проблемы с детьми, соседями, какие-то поездки, покупки и прочие семейные вопросы. В общественных банях зачастую присматриваются к поведению партнера, ведутся предварительные беседы, проверяются перспективы будущих деловых контактов. Многие деловые люди говорят, что, будучи голым, куда проще обсуждать потенциальные или уже возникшие проблемы.
В бане генералов нет – все голые!

Русская традиция приглашать деловых партнеров в баню имеет один хитрый медицинский аспект. Воздействие высокой температуры и горячего пара на организм первым делом воздействует на голову и, как следствие, приводит к небольшому торможению реакции на любой психический процесс. Это можно сравнить с поездкой по проселочной дороге – необходимо ехать медленно и осторожно, чтобы получить удовольствие от общения с природой, свежего воздуха и чувства свободы от простора вокруг. Человек в парилке тоже расслабляется, у него возникает особое состояние, при котором он склонен соглашаться с тем, с чем за ее стенами никогда бы не согласился. Такое состояние может также возникнуть, когда человек в теплый солнечный день лежит на полянке, смотрит на небо, слушает пение птиц и в таком расслабленном состоянии вполне может представить, что он почти в раю. В таком состоянии хорошо решаются сложные деловые вопросы – голова «расслабилась» и положительное решение выплывает само из подсознания.
Вот такие они, хитрые русские бани...

Забегать вперед не будем, а посмотрим дальнейший банный сценарий. Мы с тобой, читатель, успели раздеться, смыть слой недельной грязи, остались в шлепанцах, натянули на голову теплую шапку, прикрыли для гигиены бедра полотенцем и теперь бодрым шагом – в парилку. Здесь жарко настолько, что можно обжечься, поэтому к кубу с водой лучше не приближаться, также, как и к горячим камням, от которых идет пар. Нужно посидеть пару минут на полке, чтобы в густом жарком тумане адаптироваться к ситуации. Не думай, читатель, что ты попал в преисподню, нет, здесь в русской бане начинается самое интересное. Обычно в этот момент русские начинают хлестать себя вениками...
Веник для бани – особая традиция, поэтому на ней стоит остановиться поподробней. Конечно, хороший веник нужно заготавливать самому. Для частных бань семьи так и делают. В общественных банях можно веник принести с собой или купить на месте. Раз мы с тобой, читатель, проводим время в частной бане, то за веником заранее отправимся в лес сами. Поедем мы туда на Троицу, то есть выберем время с конца мая по конец июня. И поедем туда в выходной день, в сухую погоду до обеда, когда роса с листьев уже обсохла. Теперь будем выбирать, для какой надобности нам нужен веник.

Березовый веник поможет при мышечных болях, подлечит кости: Жаркий пар любой недуг исцелит.
Дубовый веник очистит жирную кожу и быстро снимет воспаления: Баня все грехи смоет.
Веник из можжевельника поможет при простудных заболеваниях, так как это растение обладает бактерицидным свойством: Баня без веника — что клумба без цветов.

Для любителей экзотики предлагаю из личного опыта одноразовый веник из свежей крапивы – очень бодрит, хорошо пахнет, ускоряет кровообращение, делает кожу эластичной и нежной, одним словом, тонизирует, возбуждает и укрепляет весь организм. Конечно, есть небольшие нюансы – какую крапиву и когда собирать, сушить или использовать в свежем виде, как использовать и так далее. Ответы на все эти вопросы, дорогой читатель, ты получишь, когда придешь в русскую баню – там тебя любой проконсультирует и подскажет как правильно обращаться с каким веником, чтобы тело помолодело, а не покраснело от ожогов. И поверь моему личному опыту – веник из крапивы – замечательная вещь!

Следующий совет из личного опыта – взять в баню веник из смородиновых веток или несколько листков для настроения. Ты получишь, читатель, такой интенсивный смородиновый аромат, что надолго забудешь все парфюмерные запахи! Кусты смородины растут очень быстро, поэтому ветви можно смело срезать и пускать на веники. Лично я уважаю ветки черной смородины, мне кажется, они пахнут намного интенсивней красной или белой. Листья смородины богаты эфирными маслами, витамином С и обладают сильными противовоспалительными свойствами. От этого пахучего веника можно не просто получить удовольствие и сеанс аромотепатии, но и подлечить такие неприятности, как остеохондроз, кашель, кожные заболевания, боли в костях и суставах. В общем – сплошное удовольствие, ведь веники для бани, как масло для каши.

Свежими веники из березы или дуба остаются недолго, да это не так важно. Срезанные ветки собирают в пучок и связывают бечевкой и вешают листьями вниз на веревку, натянутую в комнате отдыха – там тепло, сухо, ветки и листья постепенно теряют влагу, сохнут, выделяя при этом замечательный лесной запах. Таким образом веники хранятся целый год до следующего сезона.

Значит, зашли мы с тобой, читатель, в парилку, шапка на голове, в руках веник. Если веник не свежий, а сухой, его нужно запарить в тазу с теплой водой. В горячую воду веники лучше не класть, чтобы не обжечь потом кожу тела листьями. Свежие веники из крапивы или смородины запаривать не нужно – они и так нежные, их нужно просто опустить в таз с теплой водой, чтобы стряхнуть пыль, немного ослабить воздействие крапивных жгучих волосков, и затем легонько встряхнуть. Когда веник готов к употреблению, пользоваться им должны двое, потому что хлестать себя самому – получается неравномерно, да и удовольствия маловато.

Следуя старой традиции, один из нас ложится на полог вначале на живот. Второй человек держит наготове один или два веника и начинает с легонько прикасаться к лежачему телу, словно веер, от пяток до шеи и обратно, раз пять-шесть. Теперь тело разогрето, привыкло к влажной жаре и поры начинают открываться. Теперь веником можно тело не поглаживать, а чуть похлопывать и двигаться по прежнему маршруту – от пяток к шее и обратно. Сильно хлестать тело веником не рекомендуется – при высокой температуре неосторожными движениями можно легко содрать кожу или ожечь ее и вместо удовольствия получить пыточный массаж с дальнейшим лечением. Веник, как опытный и ласковый любовник, должен касаться тела очень нежно.

После того, как спина покраснела и чувствует приятность, можно перевернуться на спину и получить на вторую половину тела не менее приятную процедуру. Район груди, особенно у женщин, лучше не задевать или проходить по этой части веником только легким прикосновением. Кожа на груди, как и на лице, особо нежная и чувствительная и горячий воздух может ее быстро обжечь, поэтому этих зон тела лучше веником вообще не касаться. Зато остальное тело будет от легкого прикосновения веником получать только удовольствие.
Понравилось?
Тогда меняемся местами – каждый в бане должен получить свою порцию здоровья.

Когда оба банных партнера раскраснелись от отличного настроения и ударов веником, можно выходить в предбанник, надевать шлепанцы и выходить из бани (если она частная) на свежий воздух. Зимой из парилки прыгнуть в сугроб, в близлежащую прорубь или бочку с ледяной водой – не только большое удовольствие, но и отменная закалка. Если не повезло с частной баней, то в общественных банях можно тоже окунуться в бассейн с очень холодной водой или пройти в комнату со снегом.

Удовольствие и закалку тело получает от чередования жары и холода. В парилку при посещении бани лучше заходить не более трех раз. Эта процедура, конечно, удовольствие, но и нагрузка на сердце. Поэтому не нужно организм зря перегружать – хорошего помаленьку. Зато паузы можно растянуть. В русскую баню по одному не ходят, поэтому в перерывах между заходами в парилку можно отправиться в комнату отдыха или другое небольшое помещение при бане, где обязательно есть стол. Там можно посидеть или полежать, попить воды, чаю, пива или квасу, поговорить с приятелями или гостями, летом закусить свежими овощами с огорода и заранее отваренной картошкой, а зимой – салатами, свежим хлебом, сыром. Если здоровье позволяет, можно выпить 50 или 100 грамм водки, а потом закусить, если есть возможность, икрой или пирогами с рыбой – это абсолютно русская специфика. Банный субботний день обычно начинается часов с пяти вечера и продолжается до тех пор, пока не надоест. Вначале будут помыты и накормлены дети, позднее их отправляют спать со старшим поколением, а родители с другими родственниками или гостями остаются одни – общаться и отдыхать от рабочей недели. Специфика времяпровождения несколько меняется в зависимости от времени года. Летом – одни удовольствия, зимой – другие.

А теперь, как обещала, расскажу об отличие русской бани от финской сауны. Некотоые утверждают, что это практически одно и то же. Позвольте не согласиться! Начну с того, чем закончила предыдущий абзац: в сауне вениками не пользуются – это прерогатива русских бань и ее же главное удовольствие.

Второе отличие состоит в том, что главный аргумент сауны – бассейн – в бане отсутствует. Бани всегда строили и строят рядом с водоемами, поэтому после парилки народ идет купаться на свежий воздух. Отсутствуют в банях также массажные столы, без которых сауны не строятся. Веник в бане массирует тело не хуже, а, наверное, и лучше, чем массаж на столе – но это на любителя.

Особенностью финской сауны является сухость воздуха. Она там колеблется от пяти до пятнадцати процентов при температуре примерно сто градусов Цельсия. Сухой раскаленный воздух негативно влияет на слизистые оболочки, часто вызывает кашель и подвергает организм сильному стрессу, поэтому рекомендуется не задерживаться там за раз более пятнадцати минут. Представь, читатель, что ты идешь по пустыне Сахаре с непокрытой головой, босиком и без бутылки воды в руке – вот также и в сауне. Конечно, сильный жар и небольшая влажность легко переносятся молодым здоровым организмом, а вот как быть всем остальным? С другой стороны, особенность воздействия сауны на организм состоит в резком кратковременном повышении температуры – она ускоряет и усиливает обмен веществ, уничтожает болезнетворные бактерии и грибки, а так же ускоряет выделительные функции организма – польза есть!

И сауна, и баня призваны оздоровить человека и в первую очередь вывести из организма через кожу токсины и шлаки. Чтобы процедура освобождения от шлаков прошла максимально безопасно для организма, нужно его вначале разогреть в условиях, близких к естественным. Баня для этого подходит намного лучше, чем сауна. Судите сами – влажность воздуха здесь составляет около семидесяти процентов против пятнадцати в сауне, а температура от шестидесяти до максимально девяносто градусов Цельсия. У такого влажного воздуха отличная теплопроводность, которая
 
Форум » Международный Литературный Клуб «Родное слово» » Гостиная Галины Хэндус » О традициях России (Русская баня)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: