Пятница, 19.04.2024, 12:24
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Леонардл  
Форум » «Вести» — газета, которую читают! » Публикации от «Вестей» » Бездорожье как русская национальная идея
Бездорожье как русская национальная идея
litceteraДата: Воскресенье, 15.07.2012, 11:44 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1363
Статус: Оффлайн
Вот уже пять веков западноевропейские путешественники не устают повторять, что в России нет плохих дорог, потому что дорог в России нет вообще. В этом они несколько несколько преувеличивают. В фундаментальном Словаре русского языка В.Даля перечислено более двадцати типов российских дорог (различных как по административному значению, так и по техническим параметрам). Однако их реальное состояние таково, что из средств коммуникации дороги становятся средством разобщения. В старину дороги дороги на Руси не прокладывались, а протаптывались. Но поскольку в древней Руси не было ни регулярного пахотного земледелия, ни крупных торгово- промышленных центров, то на протяжении многих веков там не было вообще никаких дорог.Торговля велась в основном по рекам: летом на них передвигались на лодках, зимой – на санях. А напрямую через лес не пройти. Поэтому первые торговые контакты европейских купцов с Россией определялись одним вектором: север – юг. Именно в этом направлении проходил самый древний торговый путь из «варяг в греки», т.е. из Скандинавии в Византию. Другой торговый маршрут с востока на запад проходил по южной – лесостепной и степной – полосе Руси. Но и тут особенности местности не позволяли двигаться прямым путём. Великий историк В.Ключевский заметил, что русская история похожа на русскую дорогу: на извилистую лесную тропу. Но только попробуй хоть немного спрямить свой путь – тутже сломаешь себе если не голову, то ноги.

В Словаре эпитетов русского языка значится более полусотни определений состояния отечественных дорог. Вот лишь некоторые из них: адская, безобразная, гиблая, грязная,дурная, кочковатая, лютая, мерзкая, неприглядная, отвратительная, разбитая, скверная, тряская, убийстенная, хлипкая.

Дорога – это основа общественной инфраструктуры, дорога – это источник информации, дорога – это открытость миру. Кажется глупым сознательно отказываться от всех этих благ. Но если какой- то народ или какое-то человеческое сообщество всё же не проявляет интереса к тому, чем живёт окружающий мир и не хочет ему открыться, то стоит ли обвинять их в глупости? Не называем же мы глупцами монахов-буддистов только потому, что они исповедуют идею пассивного созерцания и отрешённость от мира. Всё имеет свой смысл, даже явная, на первый взгляд, бессмыслица. Есть свой смысл и в русском бездорожье. Если хотите, этот феномен можно рассматривать как одно из воплощений национальной идеи. А можно как уникальное оборонительное сооружение. Так что прокладка дорог одновременно могла означать в России и создание хитроумной системы фортификаций. Наполеон, к примеру, не смог отступить из России без потерь ещё и потому, что дорога, по которой двигалась его армия была немощёной. И во время Второй мировой войны было немало случаев, когда немецкая техника никак не могла пройти: на карте дорога была, а в реальности её не было. Одного из советских вождей- реформаторов Н.Хрущёва не раз убеждали принять программу совершенствования автомобильных дорог. Но каждый раз он отвечал: « Ничего, товарищи, потрясёмся и по плохим дорогам.» На самом деле за этой терпимостью к плохим дорогам угадывалась давняя стратегическая концепция: «наши дороги нас сберегут». Но бездорожье защищало нас, русских не только от вторжения внешнего врага, но и от крепких объятий собственной власти.

Россия – единственная страна, имеющая такое сословие, как казачество. Его корни восходят к тем крестьянам, которые бежали когда-то от царского произвола и притеснения помещиков. Самым значительным результатом этой миграции стало освоение Сибири, которое можно было бы сравнить с великими географическими открытиями итальянцев, испанцев и португальцев. Это, действительно, было открытием огромного нового мира. А поход казачьего атамана Ермака можно сравнить с путешествиями М.Поло, В. да Гама и Ф.Магеллана.Только вот что дала Сибирь человечеству, кроме всемирного ГУЛАГа?

Все народы – скитальцы и странники. Но если европейцы стремились в страну своей мечты, в некое сказочное Эльдорадо, то русские странники шли не куда-то, а от чего-то – лишь бы подальше от той юдоли плача и скорби, где их душили опричники Ивана Грозного или чекисты Иосифа Сталина. Вот и бежали они куда глаза глядят – хоть в Сибирь, хоть на край света. (Сибирь как экзистенциальное и политическое убежище – это действительно по-русски!). И если европеец шёл навстречу своему будущему, то русский путешественник чаще всего приходил к своему прошлому. Ведь колонизация Сибири означала для русских неизбежное возвращение к цивилизации неолита. Уже это объясняет, почему так часто российсская история начинала идти как будто вспять. Колонизация Сибири имела для развития русской цивилизации огромные последствия: Россия становилась Евразией. «Любой народ, любая страна – заложники своих начал – писал русский историк и философ М.Гефтер. Мы же – не страна. Мы – страна стран. Мы наследники сугубо разных начал.Мы – кентавры». Кентавр – это очень точный и зримый образ антиномичности: природы и культуры, стихии и гармонии, зла и добра. Парадоксальна и противоречива не только история России, противоречива её душа, её самосознание, её «двоящийся лик». Русский философ Н.Бердяев определял глубинную природу этой противоречивости так: «Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко- Запад, она соединяет два мира». Этот противоречивый образ России Бердяев пытался передать в адекватной системе тезиса и антитезиса: «Россия, – констатирует философ, – самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире» и она же – «самая государственная и самая бюрократическая страна», где всё превращается в орудие политики и идеологии. «Россия самая нешовинистическая страна в мире», будучи империей сотен и сотен народов, и в то же время это «страна невиданных эксцессов национализма, угнетения подвластных наций русификацией, страна национального бахвальства. Россия – страна бесконечной свободы и духовных далей, страна странников, скитальцев и искателей, страна мятежная и жуткая в своей стихийности <…>, но одновременно именно она – «страна неслыханного сервилизма и жуткой покорности, страна лишённая сознания прав личности и не защищающая достоинства личности, страна инертного консерватизма, порабощённой религиозной жизни, страна крепкого быта и тяжёлой плоти». Но самое принципиальное свойство русского духа, по мнению многих историков и философов, проявляется в резкой поляризованности русской культуры и отсутствии «золотой середины» между этими полюсами. Крайности русской жизни и русского духа сходятся напрямую, без всяких промежуточных этапов: «или-или!» Отсюда принципиальная непредсказуемость и судеб русской жизни, и судьбы каждой отдельной личности. Поэтому в России так слабо выражена историческая преемственность Поэтому почти каждое следующее поколение отрицает предыдущее, совершая реальное или символическое «отцеубийство» и начинает жизнь заново, потому что отцы завели историю в тупик. Отсюда историческая безответственность и историческое беспамятство. Отсюда же и вековечное русское чувство своего сиротства в мире и собственной богооставленности…«Страшно широк русский человек, - с горькой иронией заметил один из героев Достоевского, - надо бы сузить».

История России напоминает русскую дорогу ещё и своей прерывистостью – вот она резво бежит по широким просторам и вдруг начинает теряться в буераках, пропадать в песках, болотах и тундре. Периоды динамичного развития сменяются кризисами, смутами, безвременьем и исторической распутицей. Известный консерватор, обер-прокурор Святейшего Синода К.Победоносцев как-то воскликнул: «Да знаете ли вы, что такое Россия? Это ледяная пустыня, по которой бродит лихой человек!». (Русское слово лихой имеет два значения: злой человек, приносящий беду и бесстрашный удалой мóлодец. В приведённом афоризме равно значимы оба смысла).
Н.Гоголь как-то сказал, что России угрожают два бедствия – плохие дороги и дураки. Можно назвать и третье – её гигантские масштабы. Россия единственная страна в мире, где в зоне экстремальных условий, со среднегодовой минусовой температурой расположены большие города с населением свыше 100 тысяч человек: Воркута, Инта, Нижневартовск, Норильск, Сургут и др. Но Россия расположена не только в зоне «рискованного земледелия», но и как бы в зоне «рискованной государственности». Евразия поглотила столько столько племён и народностей, которые пытались создать там свою цивилизацию, что само существование российской государственности воспринимается как дерзновенный вызов природе. Некоторые русские философы полагали, что русский народ пал жертвой необъятности своей земли и своей природной стихийности. Ему нелегко давалось её окультуривание. Необходимость хоть как-то управлять этим процессом на бескрайних землях вызвала деспотический характер русского государства («чем больше бочка, тем сильнее должны стягивать её обручи»).

Территория России лежит в пределах одинадцати часовых поясов. Это означает не только астрономическую разницу во времени между восточной и западной окраинами.По-существу эти регионы живут,и в разных исторических эпохах. Пересекая страну от края до края можно обнаружить уникальный феномен: в России все времена существуют одновременно. Так что постиндустриальная эпоха вполне уживается с париархальной стариной. Ещё и сегодня русские деревни примитивностью своего уклада, отсутствием минимальных житейских удобств производят, особенно на путешественников с Запада, впечатление временных стоянок кочевников, которые вскоре продолжат свои странствия. Облике российских деревень до сих пор хранит следы постоянных миграций, вечных набегов азиатских племён и хронические пожары. Всё это из поколение в поколение воспитывало аскетическое безразличие к обустройству домашнего быта.

Но величайшие испытание, которые выпали русским людям за два тысячелетия их истории способствовали тому, что российская цивилизация выработала в себе поразительную способность к выживанию в предельно трудных, а порой в катастрофических обстоятельствах и в буквальном смысле возрождаться из руин и пепла.

Александр Ренанский
 
Форум » «Вести» — газета, которую читают! » Публикации от «Вестей» » Бездорожье как русская национальная идея
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: