Воскресенье, 13.10.2024, 14:55
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Леонардл  
Немцы Румынии. Часть II
litceteraДата: Суббота, 02.06.2012, 17:22 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1363
Статус: Оффлайн


В предыдущей главе о немцах Румынии я говорил об их истории, в 90-х годах прошедшего века практически завершившейся. Но история немцев Румынии на этом не закончилась. Как ни одной немецкому меньшинству, немцам Румынии удалось рассказать о своих исканиях, о своих взлетах и падениях художественно.

Последняя мировая война не пощадила немцев Семиградья и Баната, число их сократилось почти вдвое, но все же им удалось сохранить свою этническую общность, свою культуру и продолжить развитие своей культуры. Я уже писал о том, что семиградцы очень гордятся тем, что создали одну из старейших систем народного образования. В этом заслуга одного из самых выдающихся людей Реформации трансильванца Иоганнеса Хонтеруса, прославившегося своей книгой «Космография», переизданной 50 раз в разных странах мира. Румынский Банат — родина великого немецкого поэта Николауса Ленау, он, правда, родился в семье прусского офицера, служившего здесь, но банатцы считают его своим. Уже в 1850 году местечко Ксатаде, где родился поэт, стало местом паломничества его поклонников.

Говоря о недавнем прошлом румынско-немецкой литературы, необходимо начать с Буковины, этой маленькой области, сыгравшей, однако, заметную роль не только для развития румынско-немецкой, но и всей послевоенной немецкой литературы. Немцы начали проникать в Буковину с 13 века. Продолжалось это проникновение все средние века. К концу 18 века усилиями Габсбургов в Буковине значительно увеличился процент еврейского населения. Евреи Буковины стремились воспитывать своих детей в немецких школах и гимназиях. В течение 19 века это население стало немецкоязычным и вместе с немцами представляло собой ядро культурной жизни региона. В 19 веке немцами и евреями был основан в Черновицах немецкий университет, в котором было также румынское и украинское население. Высокая духовная атмосфера города подарила миру плеяду выдающихся литераторов, из среды которых поднимается великая фигура Пауля Целана, еврея по происхождению. К сожалению, немецкая история Черновиц завершилась с оккупацией этого города Советским Союзом.

Прошло три десятилетия, и вот в начале 70-х годов немецкоязычный мир вдруг открыл для себя литературу, о которой мало кто знал, быть может, лишь кучка германистов. Литература эта с такой силой заявила о себе, что критики всерьез заговорили о пятой немецкой литературе (наряду с литературой ФРГ, ГДР, Австрии и Швейцарии).
Этот взлет послевоенной литературы румынских немцев произошел не на пустом месте. Два десятилетия после войны шел процесс накопления. Сталинизм и пропаганда соцреализма, конечно, коснулась и их, но именно тогда и наметились тенденции противостояния, ухода во внутреннюю эмиграцию.

Надо также сказать, что режим Чаушеску поначалу выглядел совсем по-иному и диктаторские тенденции проявились в нем не сразу. 60-е годы прошли под знаком либерализации, пропаганды многообразия так называемой социалистической культуры, в атмосфере относительной открытости. Многие поверили в начало новой эры, эры возвращения к былым человеческим ценностям. Тому способствовала самостоятельная внешняя политика Чаушеску, его независимая позиция по отношению к СССР, открытость Западу, отказ принимать участие в оккупации Чехословакии в 1968 году, демонстративный отказ порвать с Израилем и многое другое. Все это обмануло общественное мнение как внутри страны, так и на Западе, предоставившем Румынии огромные кредиты. Мало, кто предполагал тогда, что под видом тотального огосударствливания всех сфер жизни идет тотальное ее разрушение. По мере накопления неудач режим усиливал и интеллектуальное давление на культурную жизнь.

И все же «либеральные» годы между 1965 и 1975 были годами взрывного расцвета румынской литературы в целом и немецкой румынской литературы в частности. То были годы, когда редакторы немецкого бухарестского журнала «Нойе Литератур», словно предчувствуя, что им отпущено немного времени, взяли на себя миссию по возрождению литературы, предприняли попытку стимуляции ее развития, воздействия на художественное сознание подрастающей интеллигенции. Они группами разъезжали от имени журнала по Трансильвании и Банату и побуждали молодых пробовать свои силы в литературе, устраивали в немецких лицеях семинары, диспуты, дискуссии, причем в качестве ориентиров избирались произведения далеко не классиков соцреализма. Все немецкие гимназии Румынии пришли тогда в движение. «Святая святых» — идеология марксизма почти не затрагивалась в этих дискуссиях, но учащиеся восстали против репрессивных методов дисциплины, против псевдоавторитетов, открыто заявляли руководству лицеев о состоянии преподавания, настаивали на своих правах. И всему положили начало лишь разговоры о литературе!!! Учащихся поддержало поведение гостей из столицы, побуждавших их к критическому самосознанию, требовавших от них отказа от шаблонного мышления, от догмы. Учителя и директора лицеев не знали, как реагировать на новые веяния, на возмутителей спокойствия из Бухареста. Партийная верхушка, поначалу благословившая такое развитие, тоже долго не вмешивалась, сама еще не зная, в какую сторону повернутся события. Пока режим заигрывал с гласностью.

Эпоха румынской гласности отводила молодому поколению исключительно мало времени. Годы румынской оттепели выпустили джина из бутылки. Румынские немцы успели за короткое время наладить связь с культурным немецкоязычным миром, связь эта потом практически не прерывалась. Мимо немецких поэтов Румынии не прошли никакие тенденции в развитии немецкой литературы 50-70-х годов. Собственно вся поэзия немецкой Румынии в этот и последующий периоды представляет собой противостояние. Писались ли стихи о природе, о ночном баре, о Рождестве, - за словами ощущалось напряжение нарастающей трагедии.

В конце концов, на многих авторов был наложен запрет, они были приговорены к молчанию. Целому поколению пришлось эмигрировать из страны. С 80-х годов они живут в ФРГ или Австрии. Без них не обходится ни одной антологии современной немецкой поэзии.

Назовем наиболее значительные имена румынско-немецких поэтов нового поколения, их книги можно заказать в любом немецком книжном магазине:Dieter Schlesak, Franz Hodjak, Werner Söllner, William Totok, Richard Wagner, Rolf Bossert (1952-1986), Ernst Wichner, Helmut Seiler, Horst Samson, Klaus Hensel.

Все эти авторы пишут также и прозу.

Наиболее известными румынскими немцами-прозаиками, достигшими поистине всемирной известности стали Herta Müller и Eginald Schlattner. Герта Мюллер с 1987 года проживает в ФРГ и считается одной из самых лучших современных немецких писательниц, Она лауреат Нобелевской премии 2009 года.

Пастор Эгинальд Блатнер живет в Румынии, его романы «Rote Handschuhe» и «Das Klavier im Nebel» вышли в Австрии и Германии огромными тиражами и переведены на множество языков.

Завершить свою статью мне хотелось бы несколькими наиболее знаменитыми именами румынских немцев.

Экс- президент Германии Horst Köhler происходит из Бессарабии, принадлежавшей до первой мировой войны России, а затем Румынии, из которой, как известно, немцев Гитлер выселил в Вартегау, где Хорст Кёлер и родился.

Наиболее знаменитым представителем румынского немецкого меньшинства является Hermann Orberth (1894-1989) , родившийся в Германштадте. Его называют отцом космических полетов. Еще в 1910 году он начал заниматься проблемами космических ракет. В двадцатые годы создал научные основы новой технологии космических полетов, предсказав все последующие достижения в этой области. Его учеником в двадцатые годы был Вернер фон Браун, будущий руководитель космическими программами Америки. Интересно, что родном городе Оберта, Германштадте, в середине 16 века проживал некий пожарник Конрад Гааз (Konrad Haas), который в 1551 смастерил первую в мире трехступенчатую ракету. Герман Оберт в молодости обстоятельно изучал эксперименты Гааза и позднее писал, что они очень многое подсказали ему. Удивительная преемственность — вот тебе и заштатный Германштадт!

Напоследок назову Джонни Вейсмюллера, родившегося в Банате, великого непобедимого пловца, завоевавшего 5 золотых олимпийских медалей и установившего 67 мировых рекордов, первым проплывшего стометровку меньше чем за минуту, — хотя в памяти людей он больше остался как голливудский актер, сыгравший в тридцатые годы роль Тарзана.

Иоганн Бартули
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: