Пятница, 11.10.2024, 09:26
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Леонардл  
Немцы. Эльзас и эльзасцы
litceteraДата: Вторник, 28.08.2012, 17:31 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1363
Статус: Оффлайн
Есть в истории Европы события, о которых в современном контексте упоминают вскользь, мимоходом, говорить о которых подробно и углубленно считается чуть ли не нарушением политкорректности. Например, если вы захотите поподробнее узнать, почему Эльзас и Лотарингия были в последние века яблоком раздора между Германией и Францией, вам придется обратиться к серьезным научным историческим трудам, прочесть не только русские, но и немецкие источники, как послевоенные, так и довоенные. Иначе объективной картины вы не получите. В прессе, особенно, русской, вы вряд ли найдете информацию об этом. Ни один туристский справочник или путеводитель, изданный в России и во Франции, не прояснит вам этого вопроса. Да и немецкие издания подобного рода не дадут вам достаточной информации. Наоборот, все они словно призваны запутать, размыть, скрыть факты истории. В любом случае, вывод в этих книгах один: немцы, мол, во всем виноваты.

Делается это самими немцами в угоду современной французско-германской дружбе; русскими, чтобы не раздражать французов или, может быть, по причине большей к ним, чем к немцам, симпатии; французами же в силу их самосознания, что Франция исторически всегда права.

На самом же деле, если обратиться к историческим фактам, все ясно и логично: победитель определял, кем жителям Эльзаса и Лотарингии быть и кому принадлежать.

Расскажем вначале об Эльзасе.

Сегодня Эльзас - один из регионов Франции, имеющий особый статус, но во всех главных политических вопросах подчиненный правительству в Париже. Эта французская провинция граничит на севере с землей ФРГ Райнланд- Пфальц, на востоке с землей Баден-Вюртемберг, на юге со Швейцарией.

Не будем углубляться во времена Древнего Рима и великого переселения народов, начнем с 870 года. Именно с этого года германоговорящие Эльзас и северная часть Лотарингии стали частью Восточнофранкского королевства, а затем Священной Римской империи германской нации. Тогда же возникли и города Страсбург, Кольмар, Хагенау, Мюльхаузен и др. Во время реформации многие города, в том числе и Страсбург, стали протестантскими. Мимо Эльзаса не прошли и основные события последующей германской истории, такие, как крестьянская война и контрреформация.

Французы начали домогаться Эльзаса уже с 14 века. В 1639 году они оккупируют его. Именно с этого момента начинается многовековая вражда, определявшая отношения между французами и немцами вплоть до последних десятилетий прошедшего века. Немцы восприняли французское нападение особенно коварным перед лицом угрозы завоевания Германского рейха турецкими войсками. Турки стояли под столицей рейха Веной и кайзер с трудом сдерживал их натиск. Под угрозой была вся европейская цивилизация. Европу ждала судьба Византии. Немцы восприняли французский удар как удар в спину, как жесточайшее предательство именно европейской общности. В 1646 году германском кайзер согласился отдать французам Верхний Эльзас лишь за сумму 1.200 000 талеров, чтобы финансировать войну по защите империи, а следовательно и всей Европы от турок. Европа была спасена.

В 1648 по Вестфальскому договору часть Эльзаса отошла Франции, но большая часть еще оставалась в рейхе. Но уже в 1680 году Людовик XIV захватывает весь Эльзас полностью. У совершенно обессиленного в Тридцатилетней войне рейха нет сил противостоять этому захвату. Страсбург сопротивлялся дольше всех. В 1681 сдался и он.
В 1689 году германский рейх начинает войну с Францией за возвращение Эльзаса. Но силы не равны. Война оказывается безуспешной. В 1701 германский кайзер в Вене вновь решает вернуть Эльзас. Но также безуспешно. Подобные попытки продолжаются до 1753 года.

За эти годы тысячи эльзасцев эмигрируют в различные регионы Европы, в основном по приглашению германского кайзера в незаселенные придунайские области Бачки и Воеводины, отвоеванные у турков.

До революции 1789 года Страсбургом и другими городами Эльзаса правили средневековые городские законы, поэтому эти города сохраняли свой германский облик. В Страсбургском университете учились Гете и Гердер.

После революции Эльзас становиться провинциальным французским департаментом, подчиненным Парижу. Эльзасцы оказывают потомкам якобинцев упорное сопротивление. Многие слои деревенского населения уходят временно или насовсем в соседние страны, в Швейцарию и Германию. Когда они позднее решают возвратиться, их лишают земельного имущества.

Именно эти лишенные собственной земли эльзасцы в 1803, 1804 и 1808 годах эмигрируют в южные регионы России и образуют там свои российско-немецкие колонии.
В 1814 году Венский конгресс совершает роковую ошибку. Несмотря на протесты немецких союзов, выступающих за объединение всех немецкоязычных земель в единое государство, а также на протесты многих знаменитых представителей германской общественности, он принимает решение оставить Эльзас за Францией – вопреки воле его населения. Брошенный центральной французской властью, Эльзас катастрофически беднеет - в Америку, особенно в Техас, эмигрируют десятки тысяч эльзасцев.
В 1870 году после окончания германо-франкской войны Эльзас вновь одна из федеральных земель германского рейха. Все последующие годы вплоть до первой мировой войны главной целью французской внешней политики становится возвращение Эльзаса Франции. Французский реваншизм полностью определяет отношения между двумя странами.
В 1919 году вопреки декларации Вильсона о самоопределении Эльзас вновь отторгают от рейха. Насильственное офранцуживание вызывает протест и сопротивление населения. 300 000 человек, поселившиеся за годы германского правления на территории Франции и не пожелавшие принять французского подданства, изгоняются из страны.

С 1940 года Эльзас на четыре года вновь в составе Германии.

После 1945 года в Эльзасе господствует французский язык. Он становится единственным языком государственного управления и школы. В школах немецкий язык запрещается государственным вердиктом. Он не преподается даже как иностранный. Стимулируется интенсивная иммиграция в Эльзас из других частей Франции и особенно ее колоний с целью изменить этническую обстановку.

В 1972 году снимается запрет на преподавание немецкого языка как иностранного в школах Эльзаса. Но преподавание немецкого как родного не допускается. В 1976 положение несколько меняется. В области употребления родного языка появляются послабления. Однако идентитет эльзасцев в этому времени уже сильно разрушен. В среднем и старшем поколении употребление диалекта и литературного немецкого языка еще широко распространено. Но теперь только часть молодого поколения говорит на нем. С начала 1990-х годов открываются двуязычные школы, в настоящее время в них учатся 13. 000 детей.

Эльзасцы говорят на аллеманском диалекте: «Elsässerdeutsch». Он возник из смешения различных говоров, явление очень характерное для стран немецкого языка.
По имеющимся данным на эльзасском диалекте говорит сегодня 600.000 человек, хотя этнических эльзасцев два миллиона. Имеются общества сопротивления исчезновению этого диалекта, вновь возникают запрещенные раньше театральные и музыкальные группы. Есть поэты и писатели, пишущие на эльзасском диалекте.

Шестидесятилетний юбилей последнего присоединения Эльзаса к Франции праздновался официальным Парижем как день Освобождения Эльзаса. Это чувство разделяли в дни юбилея далеко не все эльзасцы, даже те из них, которые не являются поборниками возвращения этого региона в лоно немецкоязычного мира. Многие годы после последней войны они были свидетелями жестокой политики ассимиляции и подавления любого национального эльзасского самосознания.

Подводя итог многовековой истории региона, жителям которого со времен позднего средневековья шесть раз приходилось менять свое подданство, можно без всякого преувеличения сказать, что германские периоды Эльзаса были периодами его культурного и хозяйственного взлета, в то время как французские – периодами спада.
До 1648 года Эльзас был одним из самых богатых регионов Священной Римской империи германской нации. Страсбург -одним из самых богатых городов Европы, игравший роль не меньшую, чем Нюрнберг или Франкфурт. Вспомним, какие имена украшают этот период: писатели Себастьян Брант и Готфрид Страсбургский, художники Бальдунг, Штоскопф и Альберт Каув Старший, гуманисты Кайзерберг и Мурнер, создатель идеи классической гимназии Йоганнес Штурм, основатель первой отпечатанной типографским путем еженедельной газеты(1605) Йоганн Каролус и многие многие другие.
Во французский период с 1648 до 1870 года Эльзас превратился во бедную французскую провинцию, особенно после 1789 года.

Между 1870 и 1919 г.г. Эльзас как составная часть Эльзас-Лотарингии расцвел вновь. Он стал одной из земель рейха со своим собственным правительством. В 1883 году в Эльзасе на шестьдесят два года раньше, чем во Франции, было введено социальное страхование. В этот период здесь родились, жили, творили или сформировались как личности писатели Рене Шикеле, Отто Флаке и Эрнст Штадлер, композиторы Хуго Беккер и Ханс Пфитцнер, поэт и художник Ханс Арп, дирижер Отто Клемперер, философ и теолог Альберт Швейцер.
Между 1918 годом и 1940 Эльзас был снова деградирован до уровня провинции централистского государства. В этот период с эльзасцами обращались, как с жителями французской колонии. Все прежние права у людей были отняты, все социальные завоевания отменены.
О периоде после второй мировой войны можно говорить как о сознательном планомерном уничтожении души и культуры эльзасцев. Французский централизм этого периода не знал в отношении эльзасского народа пощады. Мировое сообщество равнодушно взирало на это.
Единственная надежда остается на то, что новые открытые границы Европейского сообщества и интенсивный контакт немцев ФРГ с эльзасцами не позволит языку и народу Эльзаса полностью исчезнуть. Во многом это будет зависеть и от качества информации. Молодое поколение Эльзаса выросло в обстановке официальной французской дезинформации о настоящей эльзасской истории, оно учится по школьным учебникам, полным откровенной исторической лжи – откройте эти учебники и убедитесь сами.

Вальдемар Вебер, из серии «Немцы в мире»
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: