Пятница, 29.03.2024, 13:53
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Леонардл, litcetera, Дяловская  
Форум » Международный Литературный Клуб «Родное слово» » Академия » Демоны, бесы, нечисть и нежить. Продолжение.
Демоны, бесы, нечисть и нежить. Продолжение.
ДяловскаяДата: Пятница, 05.09.2014, 11:03 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 96
Статус: Оффлайн
Демоны, бесы, нечистьи нежить. Продолжение. 
Варганы – 12 ветров, которые прикованы огромными цепями к одинокой скале посреди бурного океана. Когда хоть один из них освобождается – жди бури или урагана.
Ветреник. Когда зимой из теплой избы открывают дверь на улицу, появляется ветреник в виде пара – шальной дух.
Вий. Это демоническое существо, живущее под землей, в пещере или яме, с огромными веками, которые он сам поднять не может (ему поднимают веки вилами слуги). Взгляд его несет смерть.
«– Приведите Вия! ступайте за Вием! – раздались слова мертвеца. И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.– Подымите мне веки: не вижу! – сказал подземным голосом Вий – и все сонмище кинулось подымать ему веки. «Не гляди!» – шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.– Вот он! - закричал Вий и уставил на него железный палец» (Н.В. Гоголь, Вий).
Вихрь-черт. Нечисть.Считается, что если человек снимет крест, наклонится и посмотрит между ног, то он сможет увидеть вихрь в виде громадного человека, машущего руками и бегущего с огромной скоростью. Говорят, что в вихрях нечисть справляет свадьбы. Следует различать вихрь и ветер. Вихрь – это нечто злое, а ветер может быть как злым, так и благим.
Волкодлаки – это волки-оборотни. Говорят, что если на свадебную процессию колдун наложит заклятие, то все ее участники станут волкодлаками. После смерти волкодлаку в рот вставляли монету, запирая зубы, потому что волкодлак – упырь. Ничем не отличается от западноевропейского вервольфа.
Встречник – демоническое существо, особенно опасное для пьяных. Он в виде воздушной полосы мчится по дороге за душой умирающего грешника, особенно за душой того, кто решился покончить жизнь самоубийством.
Вурдалак – упырь. По поводу происхождения этого слова есть две точки зрения:
1. Происходит от турецкого слова хорлак, которое означает «выходящий из могилы и прыгающий, как кошка».
2. Это слово (искаженное волкодлак) впервые употребил А.С. Пушкин.
Трусоват был Ваня бедный:
Раз он позднею порой,
Весь в поту, от страха бледный,
Чрез кладбище шел домой.
Бедный Ваня еле дышит,
Спотыкаясь, чуть бредет
По могилам; вдруг он слышит, –
Кто-то кость, ворча, грызет.
Ваня стал; – шагнуть не может.
Боже! думает бедняк,
Это, верно, кости гложет
Красногубый вурдалак.
Горе! малый я не сильный;
Съест упырь меня совсем,
Если сам земли могильной
Я с молитвою не съем.
Что же? вместо вурдалака –
(Вы представьте Вани злость!)
В темноте пред ним собака
На могиле гложет кость.А.С. Пушкин, Вурдалак 
У Михаила Александровича Врубеля есть полотна: «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный».
Горгония – дева с волосами-змеями на голове, которая знает языки всех живых существ на земле. Кто ее увидит, умирает. Она живет в горах на западе, а когда приходит ее брачная пора, Горгония начинает звать всех без исключения, включая людей, животных и птиц. Несчастные, услышав ее зов, идут к ней, попадают под смертоносный взгляд и расстаются с жизнью.
Див – демоническое существо, которое упоминает неизвестный автор в «Слове о полку Игореве»:
«Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя и поехал по чистому полю. Солнце ему тьмой путь преграждало, ночь стенаниями грозными птиц пробудила, свист звериный поднялся, встрепенулся Див, кличет на вершине дерева, велит прислушаться земле неведомой, Волге и Поморию, и Посулию, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, Тмутороканский идол. А половцы непроторенными дорогами устремились к Дону Великому...»,
«Уже пала хула на хвалу, уже ударило насилие по свободе, уже бросился Див на землю». Одно из самых загадочных существ восточнославянской мифологии. Это демон войска, идущего на битву. Облик его описывают по-разному, но есть общее: это вихрь-человек (или птица), сверкающий, точно молния, который внезапно появляется на пути рати, идущей на сечу, и предрекает либо поражение, либо победу. Однако его пророчества, как правило, остаются не услышанными. Несмотря на их правдивость, люди относятся к ним с недоверием. В разгар битвы див кружится над теми, кто обречен на поражение. Происхождение этого слова вызывает различные мнения: одни его связывают со словом диво, другие – с прилагательным дивий (дикий). Кроме того, с корнем див- связано индоевропейское обозначение Бога. Отголоски последнего значения есть в эпизодах «Слова о полку Игореве», где выражение «връжеся див на землю» («бросился Див на землю») воспринимается как предвестие несчастья. Сходный демон и женский мифический персонаж существовал у западных славян - чехов, словаков, лужичан.
Домовик – мертвец, вставший из могилы. Это не домовой! Домовиками называли мертвецов, вставших из могилы, особенно вредоносных. Удавленников, утопленников, самоубийц, замерзших и прочих хоронили в больших и глубоких ямах. Тела сбрасывали в яму и оставляли ее незасыпанной до седьмого четверга на Пасхе. Считается, что домовики ходят среди людей, воруют еду и не меняют одежды, оставаясь в той, в которой их похоронили. Эти люди не дожили свой век, умерли внезапной смертью, поэтому они доживают свой срок после смерти, хотят есть и могут передвигаться. Мертвецы – помощники нечистой силы, вредят людям. Поэтому впоследствии их хоронили вне кладбищ и границ жилых массивов. Их название связано с корнем дом-, родственно таким словам, как домовина (домовище) – старинное название гроба, воспринимавшееся русскими людьми как дом вечности.
Жердяй – нечисть. Шатается по улицам, пугает людей, очень тонкий и высокий. По замечанию В.И. Даля, заглядывает в окна и греет руки в трубе. Осужден на вечное шатание по свету.
Жихарь – злой дух,похититель младенцев. Но в присутствии матери он на это не решается. Если мать вынуждена уйти и оставить колыбельку с младенцем, нужно положить в нее ножницы и веретяной камень, а под колыбельку – старый веник, тогда жихарь не сможет совершить похищение.
Злыдни – злые духи крохотного размера. Живут за печкой и приносят несчастье хозяину. Они невидимы, но могут принимать облик уродливых нищих – стариков и старух. Но злыдней можно не впустить в дом – нужно мести веником к порогу. Чтобы избавиться от злыдней, можно: 1) посадить их в табакерку и глубоко ее закопать; 2) посадить их в бочку и выкатить подальше в поле; 3) убить колом, утопить в болоте и заткнуть колом. Если их выкопать или удалить кол,злыдни оживут и набросятся на своего избавителя. Это верные спутники страшных бед и глубокого горя.
Икотник – дух, насылающий икоту.
Ичетики – малюсенькие мохнатые человечки, духи младенцев, утопленных матерями. Живут в омутах, на мельницах. Встретиться с ними – к несчастью.
Китоврас – кентавр или крылатое чудовище, оборотень, который днем в обличье человека, а ночью – зверя. Согласно легенде, противник царя Соломона.
Корочун (карачун) – злой дух, сокращающий жизнь. Пришел корочун – человек умер.
Кромешники – нечисть за пределами (кроме!) человеческого мира.
Куд – злой дух, кудесить – колдовать, ворожить.
Кулеши (кулешата, куляши) – помощники колдунов, могут относиться к заложным покойникам, как домовики.
Лихо – демоническое существо (худющая одноглазая женщина, одноглазый великан или великанша), пожирает людей.
Ляд – местное прозвище бесов и леших.
Мамуна – демонический персонаж, женщина с огромным животом. Дух тумана и мглы, хранительница полей. Похищает младенцев и съедает их.
Манья – демонический персонаж. Погубила сына и теперь, страшная и уродливая старуха, бродит по свету и разыскивает его.
Маньяк – привидение или дух.
Мара (маруха, мора, полуночница) – дух, который душит по ночам человека, усаживаясь ему на грудь. Но если у мары в данный момент хорошее настроение, она просто насылает на спящего кошмарные сны. Мары напускают морок – иллюзию. Кстати, слово обморок, согласно народной этимологии, того же корня. В русских диалектах мара – мрак, мгла, потемки. У русских мара – дух, появляющийся в доме, привидение; у украинцев мара – призрак, привидение, злой дух; у сербов, хорватов мора – домовой; древнесеверное mаrа – домовой, дух-мучитель; нижненемецкое диалектное mahr – домовой и т.д.
Млилко – дух, который пугает людей и живет на пустошах.
Моряны – демонические существа, тесно связанные со смертью (от слова мор).
Навь (навы, навье) – нечистая сила, мертвецы, воплощение смерти. Кроме того, так на Руси называли царство мертвых.
Нежить – это особый разряд духов. По поводу их сущности есть различные мнения: 1. По В.И. Далю, это лешие, водяные, домовые и пр., то есть те, что не имеют прямого отношения к человеческому роду. 2. Это воинство Сатаны, над которым одержал победу архангел Михаил. 3. Это оборотни. Нежить не может говорить, но во многих произведениях фольклора, например, в сказках, эта традиция нарушается, и облик нежити, соответственно, размывается. Нежитью называли и болезнь в отдельных древнерусских заговорах. Жить – заболеть – не жить.
Нечисть – это, согласно верованиям, вредоносные человеку духи, они, по преданию, были созданы Богом из ангелов-отступников или же Сатаной, который начал формировать войско для сражения с Творцом. Это олицетворение зла, проникающего всюду: в космос, в жилища людей, в их души. Опаснее всего нечисть (их также называют чертями) на Ивана Купалу (он празднуется в ночь на 7 июля; славянская община родноверов отмечает его по старому стилю — 24 июня), на Святки (двенадцать праздничных дней между Рождеством – 7 января и Крещением Господним – 19 января) и в русальную неделю (прямо перед Иваном Купалой – 19-24 июня).
Ночницы – ночные демоны, которые не дают детям спать. Могут принимать облик женщин с длинными черными волосами и в черных одеждах, а также зверей. Иногда невидимы. По происхождению это ведьмы, у которых не было детей. Чтобы избавить малыша от этой напасти, нужно выкупать его в травяном настое (травы должны быть «ночными» – черная папороть, царе-царь, лев, голубь и другие).
Обменыши (подменыши) – существа, которыми нечисть подменяет детей. Младенцев обычно подменивали банник, обдериха и домовой, а для детей постарше тоже существовала эта опасность: если ребенка не перекрестили на ночь, прокляли или обругали, не сказали: «Будь здоров!» на чихание. Обменыш уродлив, молчалив и невероятно силен, обычно молчит до семи лет и при первой же возможности старается убежать в лес. Как он убежит, не совсем понятно, потому что у него только голова без тела или нет костей. Обычно в подменыша транформируется полено, чурка или головешка.
Оборотни – живые существа, которые способны по желанию менять свой облик. У славян человек бывает оборотнем не постоянно, а при наличии определенных обстоятельств, когда ему надо отомстить, подшутить над кем-то и пр. Чтобы стать оборотнем, нужно прийти в лес, найти гладко срубленный пень, воткнуть в него нож, произнести заклятие и через этот пень перекувырнуться. Чтобы вернуться в человеческий облик, нужно перекувырнуться обратно. Однако если кто-то по неведению или по злому умыслу похитит вонзенный в пень нож, то тот, кто обернулся зверем, останется в зверином обличье навек.
Перелестники принимают облик умерших людей и являются к их горюющим вдовам. После этих встреч женщины сохнут, чахнут и очень быстро умирают.
Приставники (кладовники, копши, лаюны) – залежные покойники, существа, охраняющие клады.
Следь – тень человека, двойник его, который появляется перед смертью.
Стень – двойник, который появляется в зеркале при гадании. Одно из прозвищ домового.
Тодорцы – в славянской мифологии – существа, схожие с греческими кентаврами. Приходят к людям в первую неделю Великого поста и бьют копытами тех, кто ест скоромное (продукты животного происхождения — мясо, молоко и молочные продукты, яйца и другое. – Н.Д.), убивают детей, чьи матери стряпают скоромное, и тех, кто работает в запретные дни. Великий Тодор – их правитель – всадник в белом плаще на хромом коне. Защитой от тодорцев служит чеснок либо ножи и вилки, положенные на подоконник крест-накрест.
Умран – наводящий ужас на беременных женщин покойник, вылезающий по ночам из могилы.
Упыри – мертвецы, ночами встающие из могил и приводящие в ужас тех, кто встретился им на пути. Они могут летать по воздуху, принимать различные образы, пить у людей кровь (от этого жертвы отдают Богу душу). В них превращаются залежные покойники и те усопшие, через которых перепрыгнула кошка или другое животное. Защита – осиновый кол.
Кинемалогос: Демон в женском обличии! Бранное в адрес женщины («Место встречи изменить нельзя»).
Живьём брать демонов! Шутливая реплика, сопровождающая поиск кого-либо, погоню за кем-либо («Иван Васильевич меняет профессию»).
Замуровали, демоны! О трудной, безвыходной ситуации; о происках недоброжелателей, поставивших говорящего в безвыходное положение («Иван Васильевич меняет профессию»).
Наталья Дяловская
 
Форум » Международный Литературный Клуб «Родное слово» » Академия » Демоны, бесы, нечисть и нежить. Продолжение.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: