Пятница, 29.03.2024, 09:45
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Леонардл, litcetera, Дяловская  
Форум » Международный Литературный Клуб «Родное слово» » Академия » Домашние духи. Кикимора
Домашние духи. Кикимора
ДяловскаяДата: Воскресенье, 08.12.2013, 21:25 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 96
Статус: Оффлайн
Кикимора
Эту нечисть называют еще шишиморой, марой, суседкой, кикимрой, кукиморой, кикиморкой, шишигой и др. Словарь В.И. Даля объясняет: это род домового, который по ночам прядет, он днем сидит невидимкою за печью, а проказит по ночам с веретеном, прялкою, воробами (это устройства для разматывания мотков пряжи на клубки. – Н.Д.) и вьюшкою.
«Толковый словарь русского языка» Академии наук дает два значения этого слова:
1. По суеверным представлениям: нечистая сила в женском образе. Просторечное. Об уродливой, некрасиво одетой женщине.
2. Просторечное. Употребляется как бранное слово.
«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова (М., 2010) объясняет: кикимора –
1. Мифическое существо – домовой в женском образе.
2. Переносное. О человеке, имеющем смешной, нелепый вид (просторечное, шутливое).
Словари мифов говорят: в восточнославянской мифологии – злой дух дома, маленькая женщина-невидимка (иногда считается женой домового). Особенно любит селиться в жилищах, которые находятся в болотистой местности. По ночам беспокоит маленьких детей, путает пряжу (сама любит прясть или плести кружева - звуки прядения кикиморой в доме предвещают беду); она враждебна мужчинам. Может вредить домашним животным, в частности курам, выщипывая у них перья, насылая «вертун», от чего они начинают кружиться, падают и околевают. Может также стричь овец. Она быстро бегает, никогда не стареет и всё знает. Основными атрибутами (связь с пряжей, сырыми местами, темнотой) схожа с мокошей, злым духом, продолжающим образ славянской богини Мокоши.
У русских есть пословицы: От кикиморы не дождешься пряжи (хотя она и прядет). От кикиморы не дождешься рубахи. Отсюда насмешка над ленивицами: Спи, девушка: кикимора за тебя спрядет, а мать выткет.
Есть мнение, что прядение кикиморы – это прядение нитей судьбы обитателей данного жилища. Она таким образом персонифицирует рок, судьбу. Исследователь В.Н. Перетц отмечает: «В лице кикиморы мы имеем остаток какого-то низшего божества древних славян. Вера в них, вероятно, находится в связи с культом душ усопших предков». Интересно, что в греческой мифологии богини судьбы Мойры плели нить человеческой жизни: Клото пряла нить жизни, Лахесис определяла судьбу жизни (длину нити), Атропос перерезала нить. И кикимора тоже плетет, прядет, вяжет, то есть в этом персонаже несомненны признаки божества, определяющего человеческую судьбу.
Если кикимора прикоснется к начатому шитью, то бедной швее придется шить да пороть рубашку целую неделю, если прикоснется к прялке – одну куделю придется прясти пряхе целый день. Особенно проказит она на Святки. Появится в доме кикимора – жди ссор, болезней, внезапного разорения, пожара, гибели домашней птицы. Считалось, что появление кикиморы связано с грехом матери – избавлением от еще не рожденного плода, произнесением проклятия ребенку, детоубийством. Считается также, что кикимора - дух тревожных, беспокойных снов и ночных мечтаний и привидений. Живет в домах. Но может обитать и в хлеву, во дворе, в бане, в курятнике, в кормовом сарае, на чердаке, на гумне, в кабаке, в пустых постройках, в пустых избах. Ее послали на этот свет на определенное время из ада. Является послом и служителем Вия (Ния).
Кикимора – сложное слово. Первая часть кик- возводится к древнему балто-славянскому корню кик-/кык-/кук, который имеет значение горбатости, скрюченности (другими исследователями связывается с глаголом кыкать – кричать, издавать резкие звуки или с существительным кика – хохол, чепец). Вторая часть – древнее имя славянского персонажа мары, моры. Мора в других славянских языках выступает как самостоятельное слово, обозначающее женских демонов, насылающих на людей ночные кошмары. Если соединить слова мор и кика в значении птичьего крика, то получается кикимора – тот самый дворовой дух, который опасен для кур и другой домашней птицы. В этом названии отражены представления о ней как о существе, связанном с домашней птицей, с курами, предвещающем беду, привидении и кошмаре, в крайнем проявлении – смерти. Эта кикимора однозначна с шишиморой (шишига – нечистая сила). Шишиморой называли плута и обманщика, невзрачного человека, скрягу, переносчика сплетен и наушника (в разных областях России). Кикиморой называли и нелюдимого домоседа, и слишком увлеченную прядением хозяйку.
«Толковый словарь русского сленга» говорит о кикиморе так: злая некрасивая женщина.
Классная кикимора – классная руководительница (в школе).
Моя кикимора уже забыла, где кухня находится (о жене).
По-немецки кикимора, согласно словарю, – Phantom, Gespenst, Schemen, бранное – Vogelscheuche, Affengesicht, Popanz. По-английски кикимора – Nightmare, разговорное – fright.
Историко-этимологический словарь «Русская фразеология» так говорит об этом слове:
Кикимора болотная. Просторечное, бранное.
1. О некрасивом, неопрятно одетом человеке.
2. О нелюдимом, чуждающемся общества и угрюмом человеке (чаще – женщине).
Ходить как кикимора; ходить кикиморой (кикиморою). Просторечное, презрительное.
1. Об уродливом, неряшливо или некрасиво одетом человеке (чаще – женщине).
2. Об угрюмом, нелюдимом, замкнутом и злобном человеке (чаще – женщине).
В выражении отразились ассоциации с женским персонажем русской (и отчасти южнославянской) мифологии – Кикиморой. Обычно ее представляют в виде безобразной, неряшливо одетой и уродливой старухи в лохмотьях. Она – «домовой в юбке», ибо постоянно находится в доме. Одним из главных занятий Кикиморы, продолжает словарь, является ее пристрастие к прядению: она допрядывает за хозяйку, часто наказывает нерадивых прях тем, что путает или рвет пряжу, жжет кудель, оставленную на ночь без осенения крестом, и пр. Кикимора зловредна: бьет по ночам горшки, портит хлебы, стучит крышками коробов, ощипывает кур и т.п., стремясь при этом навредить больше хозяйке, чем хозяину. Некоторые функции Кикиморы позволяют отождествить ее с языческим божеством дождя и плодородия, известным в Киевской Руси, – Мокошью. Кикимора предпочитает, продолжает словарь, обитать в сырых местах – отсюда выражение кикимора болотная, дома селится в подвалах. Комплекс суеверных представлений о Кикиморе во многом сохранен соответствующими выражениями, как и негативное отношение к этому мифологическому персонажу.
Современный словарь русской брани Леона Арбатского «Ругайтесь правильно!» объясняет: кикимора – примерно то же, что уродина: некрасивая женщина. Слово это относят к женщинам среднего возраста, реже – к молодым и никогда к старым: в последнем случае принято говорить ведьма. Исчерпывающая музыкальная характеристика кикиморы содержится в пьесе для фортепьяно «Кикимора» из цикла «Картинки с выставки» Модеста Петровича Мусоргского (инструментованной для оркестра М.Равелем). (От упомянутого в Евангелии дерева сикиморы – немецкого клена, явора. Согласно евангельскому сказанию, дерево это было проклято Христом за то, что на нем не оказалось съедобных плодов, в то время как Спаситель проголодался. Этот эпизод навсегда испортил сикиморе репутацию, с тех пор она считается проклятым деревом наряду с осиной, на которой повесился Иуда. В русской мифологии кикимора – лешачиха, обитающая обычно на болоте и похожая на корявое дерево; она может заставить плутать по лесу, сбиваясь с дороги, и даже утащить в болото. В деревнях ей пугали детей, чтобы не заходили далеко в лес и держались подальше от болота. В Сибири кикимора – нечисть мужского пола. Это домовой, который, если невзлюбит хозяйку, путает пряжу по ночам и творит различные мелкие пакости. Поэтому его стараются задобрить, оставляя на ночь блюдце с молоком на полу где-нибудь в уголке или в запечье. На Вологодчине и в некоторых других губерниях кикимора считалась женой домового и жила в избе. Это крохотная уродливая старушка или девка с длинными черными волосами и черными глазами. Обычно она по мелочам пакостит хозяевам, но иногда предвещает беду – выбирается из подполья и плачет.
Добавим, что голова у кикиморы величиной с напёрсток, а тело тонкое, как соломинка. На Святки она рожает детей, которые вылезают в трубу и живут на улице до Крещения 19 января. Их называют шуликуны.
От кикиморы защищает молитва, упоминание Божьего имени или грубая матерная ругань. Оберегом от неё служил и «куриный бог» – камень с естественным отверстием или горлышко разбитого кувшина с лоскутом кумача (их вешали над насестом, чтобы кикимора не гоняла кур), а также можжевельник, пояском из которого обвязывали солонки. Чтобы уберечь от нее скот, в хлеву под ясли клали заостренную палку, которой закалывают свиней. Чтобы она не била горшки, надо перемыть их водой, настоянной на папоротнике.
1 марта, на Маремьяну-Кикимору, в день, когда проходит граница зимы и весны, кикимору изгоняют из избы специальными обрядами. Чтобы избавиться от кикиморы, есть некоторые уловки.
1. Ровно в полдень запрячь дровни, неважно, зима на дворе или лето. Дровни подвести к сеням, расстелить на них шубу мехом вверх. Старой метлой мести избу, потолок, под крышей и приговаривать до трех раз: "Честен дом, святые углы! Отметайтеся вы от летающего, от плавающего, от ходящего, от ползущего, от всякого врага, во дни и в ночи, во всякий час, во всякое время, на бесконечные лета, отныне и до века. Вон, окаянный!" Трижды перебросить горсть земли через плечо у сеней к дровням, трижды плюнуть; свезти дровни и шубу в лес.
2. Найти в доме куколку и сжечь ее на костре - все пакости прекратятся, и кикимора покинет хозяев.
3. 4-го (17) марта, в день святого Герасима-грачевника, обмести все углы в избе и печь к тому же, потом окурить избу и при этом приговаривать: «Выходи ты, кикимора-домовая, из горюнина дома скорее, а не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут тебя огнем-полымем, зальют черною смолою. Слово мое твердо».
4. Положить где-нибудь в доме клок верблюжьей шерсти.
5. Пучок простой шерсти с ладаном сунуть под печной шесток.
6. Произнести специальный заговор со словами: «Ах ты гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее».
Происхождение кикиморы, по разным источникам, следующее. Это могут быть:
1. Дети, проклятые родителями.
2. Дочери, загубленные матерью или умершие до крещения, вообще младенцы, умершие некрещёными. А «Энциклопедический словарь» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона добавляет: мертворожденные, недоноски, выкидыши, уродцы без рук и без ног.
3. Жертвы прерывания беременности женщины (нерождённые дети) – считалось, что в момент смерти к женщине приходят все ее нерожденные дети, ставшие кикиморами, и увлекают её душу в адские миры.
4. Дети, рождающиеся от связи девушек с огненным змеем (так думали еще в 19 веке).
5. Плотники или печники, которые хотели сделать пакость хозяину жилища, делали из щепок и тряпок фигурку «кикиморы» и закладывали её под главную балку или в переднем углу дома.
6. Искусственно созданное колдуном (часто плотником) существо, возникшее из сучка, отломанного от дерева с корнем, плывущего по воде. Этот сучок затем воткнули за печку.
По поводу ее внешнего облика также существуют различные версии:
1. Девушка с длинной косой, голая или одетая в белую, черную или красную рубаху.
2. Девушка, одетая в тряпьё.
3. Нагая девушка с длинной косой.
4. Крестьянка в головном уборе замужней женщины - повойнике, а иногда - с распущенными волосами.
5. Маленькая сгорбленная безобразная старушенция, одетая в лохмотья, неряшливая и чудаковатая. Считается, что у нее на голове могут быть рожки, но не роговые, а как у улиток.
6. Маленькая девочка, их может быть несколько, они живут в доме и надоедают всем писком, визгом и шумом (белорусская версия).
7. Мужчина, мужик.
8. Мохнатый старик.
9. Поп.
10. Животное: свинья, собака, заяц, хомяк, бык.
11. Птица: утка.
Кикимора бывает болотная и лесная. Она похищает детей, вместо малыша оставляя маленькое заколдованное полено. Если кикимора побывала или живет в доме, ее присутствие выдают мокрые следы. Она настолько мала и невесома, что не выходит на улицу, боясь, что ее унесет ветром. Кикимора может быть невидимой. Но голос ее хозяева слышат. Иногда оборачивается серой кошкой. Она мучает скотину, гоняет лошадей, стрижет или выщипывает шерсть у овец. Гремит посудой, бросает и бьет ее, портит выпечку, бросает луковицы, стучит вьюшками, крышками от коробов. Но, замечают некоторые исследователи, к утру всё оказывается целым и невредимым. В темноте может подкатиться клубком к кому-либо из семьи под ноги и сбить его, а как уснут, ходит по избе, урчит, ревет и сопит, как медвежонок, или прыгает по полу синими огоньками...
Правда, некоторые источники сообщают, что она помогает хозяйке печь хлебы, убаюкивать детей, мыть кринки, ухаживать за скотиной. Она показывается на печке или пороге дома или садится на лавку, стоящую в переднем углу, чтобы прясть, и когда она сидит или прядет, беспрестанно подпрыгивает – это ее устойчивая привычка.
Если ее видят с прялкой на передней лавке - это к смерти кого-либо из домочадцев. Кто нечаянно увидит кикимору, тот умрет. Предвещая беду, она плачет или громко стучит коклюшками, плетя кружева. Может ответить стуком на заданные ей вопросы. Общается она только с ведьмами. Считали, что если поймать кикимору и выстричь крестообразно у нее на темени волосы, то она станет человеком, но слабоумным, кривобоким или заикой.

У Оксаны Щербатой есть стихотворение «Кикимора домашняя»:


У кикиморы – носик длинненький,
Тельце – тонкою былинкою
И росточком она – маленькая,
Но детей пугать – удаленькая!
Здравствуй, старая кикимора!
Ты откуда? – От Владимира
Да из града его Киева!
Там живёт сестрица милая...
– Ты зачем туда пожаловала?
– Так сестрица мне нажаловалась,
Что в дому мокуша баловалась,
Еле с ней вдвоём мы справились...
Ту мокушу с дому выгнали,
На болотах она сгинула,
На болоте лишь кикимора
Может выжить... – А Владимира
Самого, - в лицо ты видела?
– Захотела, – так увидела б!
Говорят: он ростом маленький
И здоровьем – не удаленький,
Он смеётся над кикиморой,
Скоро-скоро смерть Владимира!..
Сынков дружба не заладится,
В стране мира не останется...
Так по дому я соскучилась:
Без проказ вконец измучилась,
Как зачну проказить с прялкою,
Погоняю кошку скалкою...
В доме ночью пошумлю, поворчу,
А взгрустнётся: так всплакну, закричу!...
– Что же, бога нет «куриного»?
– Так разбили детки милые
Обережек от кикиморы,
Когда прыгали, родимые...
Я теперь – хозяйка в домушке...
Поспешу-ка вновь в Черёмушки,
Деревеньку мою славную,
С времен Кия достославную,
Там селяне мои родные
Хоть покормят: я – голодная...

Несмотря на все свои зловредные придумки, кикимора не может причинить человеку большого зла, она не очень опасна. Она не возьмет чужую прялку у пряхи, не навяжет узлов, не порвет и не перепутает плетения у кружевниц, если они, окончив на сегодня работу, с молитвой поставили и положили на место прялки с веретенами и коклюшки для плетения.
Живет она в доме (за печью или на печи, на чердаке, в подполье), реже - во дворе, бане, хлеву, на гумне, в курятнике; в пустых домах; в кабаках. Может появляться перед обитателями дома только на Святки или в ночь перед Рождеством (когда на этот свет приходят обитатели загробного мира). Кикимора – кукла (куколка), щепка, ножик, тапок может лежать под печкой, под матицей (потолочная балка - Н.Д.), в переднем углу, в подполье, в бревнах сруба, в поленнице дров.
Русский композитор Анатолий Константинович Лядов написал симфоническую миниатюру «Кикимора» (1903).
"Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах, – писал он в предисловии к своей музыкальной сказке "Кикимора". – От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн – говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не опознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной".
Людмила Милевская в серии «Соня Махалева – детектив-оптимистка» выпустила книгу «Кикимора болотная».
В фильме «Золотые Рога» (1972, режиссер А. Роу) кикимору Кухарочку сыграла Вера Алтайская, а кикимору Задоринку – Маргарита Корабельникова. В 1982 году вышел фильм «Там, на неведомых дорожках…», где роль кикиморы исполнила Елизавета Никищихина.
В 1992 году режиссер Александр Мазаев выпустил мультфильм «Глаша и Кикимора».
В последнее время был разработан комплект экипировки снайпера «Кикимора», который состоит из разгрузочного жилета, маскировочного костюма и ранца и выполнен с учетом пожеланий, высказанных снайперами, с учетом боевых действий в Чечне. Существуют маскировочный костюм и маскировочный халат «Кикимора».
Наталья Дяловская
 
Форум » Международный Литературный Клуб «Родное слово» » Академия » Домашние духи. Кикимора
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: