Суббота, 20.04.2024, 09:44
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Леонардл, litcetera, Дяловская  
Форум » Международный Литературный Клуб «Родное слово» » Академия » Духи природы. Леший
Духи природы. Леший
ДяловскаяДата: Вторник, 02.07.2013, 06:52 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 96
Статус: Оффлайн
Леший
Он действует в сказке «Леший», под именем лесной мужик, леший мужик мы встречаем его в сказке «Королевич и его дядька». Его еще называют лесовик, лешак, лесной дядя, лисун, боровик, бор, албастый, лобастый, лопастый, дикарь, диконька, полуверица. И, как ни странно, Аполлон (Аполошка). И еще лембоем, леманом – от финского lempo.
Для наших предков лес был всем: из дерева мастерили люльку и домовину (гроб), сооружали избу и плели плетень, мастерили лапти и туески... Лес кормил: в нем собирали орехи, ягоды и грибы, добывали охотой лесного зверя и птицу. Лес врачевал: дарил целебные травы, листья и корешки. Наши предки начинали в лесу свое земное существование и заканчивали в нем же свой жизненный путь. И, конечно же, чтили и боялись лешего.
«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова утверждает: леший – в русской мифологии: человекобразное сказочное существо, живущее в лесу; дух леса, его хозяин.
Самые новые толковые словари объясняют: в русской мифологии – человекообразное существо мужского пола, живущее в лесу; или: в восточнославянской мифологии – живущее в лесу враждебное человеку существо; или: в народных поверьях – человекообразное существо, дух леса (враждебный человеку), хозяин леса. Бранно: о ком-либо, вызвавшем неудовольствие, раздражение, гнев.
Академический толковый словарь дает следующую характеристику.
1. В русской мифологии – дух леса, его хозяин, враждебный человеку.
2. Просторечное. Употребляется как бранное слово.
«Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 2009) дают написание леший (со строчной буквы) как родовое название, относящееся к мифологии.
«Этимологический словарь» объясняет: леший – это слово собственно русское. По происхождению является прилагательным, образованным от слова лес – леший – лесной, известным еще в древнерусском языке.
Во фразеологическом словаре даны выражения:
Леший дернул – неизвестно зачем нужно было кому-либо что-либо сделать.
Леший дернул за язык – неизвестно зачем понадобилось кому-либо сказать что-либо.
В разговорной речи мы, бывает, употребляем выражения:
Какого лешего...? (Зачем? Для чего? Почему?).
За каким лешим...? (Зачем? Для чего? Почему?)
На кой леший...? (Зачем? Для чего? Почему?).
Практически не употребляем «Ни лешего» (Совсем ничего).
А вот выражения Где тебя леший носит? Ну тебя к лешему! Да иди ты к лешему! Пошел ты к лешему! Леший тебя забери! Леший тебя возьми! и др. используем частенько. Пожелания, скажем, не очень добрые. Но кто его знает, как отнесется лесной хозяин к гостю, может, и не обидит...
В «Энциклопедическом словаре» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона написано: «Лесной дух, хозяйничающий, по народному преданию, в лесах... Когда леший идет по лесу дозором, при его приближении шумит лес и трещат деревья. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, смеется... Расставаясь с лесом, он бесится, ломает деревья и разгоняет всех зверей по норам... При наступлении зимы проваливается сквозь землю, исчезая на целую зиму, а весной опять выскакивает из земли...»
Словарь В.И. Даля объясняет: «...лесной дух, пугало, как домовой, полевой, водяной, ...плачет, перекидывается в мужика с котомкой, в волка, в филина, обходит путников и лесников, заставляя их плутать, избавляются от этого, надев всё платье наизнанку. Звери, особенно зайцы, в его ведении. Их лешие проигрывают друг другу в карты и перегоняют из колка в колок (колок – это роща, лесок в поле, степи или островок крупного леса среди мелколесья, болота и пр. – Н.Д.). ...Леший нем, но голосист, без шапки, волосы зачесаны налево, кафтан запахивается направо, бровей и ресниц нет. Леший подходит греться к кострам, но прячет рожу. Уводит детей, проклятых отцом-матерью. Есть и лешая, лешачиха, лешуха, но более для брани».
По русскому поверью, леший любит сидеть не на ветвях, а в дуплах старых сухих деревьев. Обычно леший бывает одиноким. Если в лесу заведутся два леших, то обязательно подерутся между собой, повалят деревья и распугают зверей.
По другим представлениям, лешие живут целыми деревнями. Их женщины – обросшие, со спутанными волосами, косматые, с большими грудями.
По поводу происхождения леших существуют различные точки зрения:
1. Они рождаются от брака черта с земною ведьмою.
2. Их родители – люди, совершившие тяжкое преступление.
3. Их родители – люди, погибшие без креста на шее.
4. Лешими стали сброшенные с неба ангелы, которые упали в леса.
Леший – полноправный хозяин леса, нечисть. Все лесные обитатели повинуются ему. Он волчий и медвежий пастух. Наши предки по ягоды шли – в благодарность лесному хозяину давали блин или горбушку хлеба, а охотники – первую убитую дичь. Лесной хозяин не любит огня, понятно, почему, поэтому костры в лесу всегда затаптывали. Гуляет он ночью по тропинкам, поэтому спать на тропинке, если ночуешь в лесу, нельзя.
Леший считается невидимкой и оборотнем. Но в любой личине его можно рассмотреть через правое ухо лошади: он отливает синим цветом, потому что кровь у него синяя. Те, кто его видел, говорят, что правого уха у лесного хозяина нет. Волосы, усы и борода зеленые, глаза тоже зеленые, но без зрачков, по другим источникам – темно-синие или белые, никогда не смыкаются, правый глаз неподвижен и больше левого. Ресниц и бровей нет. На ногах и руках – кривые ногти. В одежде (она может быть четырех цветов: черная, зеленая, красная и белая) он или без нее – бывает по-разному, на ногах лапти перепутаны левый с правым. Но никогда не надевает леший головной убор и не подпоясывается. Он не отбрасывает тень. Роста он человеческого, но может вдруг вырасти до небес или спрятаться под кусточком лесной земляники. Леший может явиться в виде зверя, птицы, жеребца, человека и даже гриба.
Леший отлично имитирует голоса людей, которые собирают орехи, грибы или ягоды, чтобы аукали и терялись – заблудиться легко, когда тебе леший отвечает. А если из-за деревьев покажется человек и махнет рукой, зовя за собой, с ним надо заговорить. Не ответит – значит, леший пожаловал. А если пойдешь за ним – окажешься в болоте или в буреломе. И тропинка из-под ног исчезнет... А леший захохочет и пропадет.
Он не любит пения петуха и с первым петушиным криком немедленно замолкает. Уносит в лес детей, проклятых родителями – на это ему дается одна минута в сутки. Чтобы возвратить людей, которых увел леший, на перекрестках дорог клали для него угощение: сало, горшок с кашей, блины. Еду заворачивали в чистую тряпку с красной ниткой, кланялись на четыре стороны не крестясь и просили лешего вернуть родственника, которого он похитил или защекотал.
Леший, как и вся нечистая сила, ненавидит поющих черных петухов, собак, у которых над глазами пятна в виде как бы вторых глаз, и особенно трехцветных кошек. Hедаром считается, что такие кошки приносят в дом счастье.
Поведением учтивым не отличается – согласно сказкам, иногда крадет девиц, но поит их и кормит.
Говорят, что когда-то лешие жили в лесу в избушке, брали в жены заблудившихся девушек и вели самое обычное хозяйство. Однако не сеяли, не жали, коров не доили. Они воровали у крестьян, живших неподалеку, всё приглянувшееся им добро. Они смотрели, кто из хозяек не благословляет пищу, кто ленится перекрестить домашнюю утварь и одежду, кто не читает молитву перед дойкой или севом, а затем брали всё это – пищу, продукты, одежду и утварь – себе.
Леший, как и вся живая природа, платит добром за добро. От человека он требует, чтобы тот, входя в лес, уважал лесные законы и не причинял лесу вреда. Он будет в восторге, если оставить ему где-нибудь на пенечке лакомства, каких в лесу не сыщешь: пирожок, конфету, пряник – и сказать вслух спасибо за лесные дары - орехи, грибы и ягоды.
Супруга лешего – лешачиха, или лешуня, или лисунка, дети – лешени. Во внешности лисунок существует одна неповторимая особенность: груди их такой величины и такие отвислые, что лисунки закидывают их за плечи. Считалось, что нареченной лешего могла стать только русалка или проклятая матерью девушка, а ребятишки его «возникают» из младенцев, умерших некрещеными. По другим источникам, лешачиха – жена лешего, имеющая вид обыкновенной женщины с распущенными волосами, в которые вплетены зеленые ветви. Лешихи – это души загубленных девушек, которые прокляты были родителями или подняли на них руку. По ночам они качаются на ветвях деревьев, а на день вместе с лешими уходят под землю, где живут во дворце.
Дети лешего и кикиморы называются лесавки. Они любят шалить, сбивают с дороги путников, путают тропы, сыплют на голову труху и обматывают паутиной.
По другим источникам, лисунки (лесовички) – это девочки, которые стали приемными дочерьми лешего. Он их заманил в лес, или девочки сами заблудились, или родители в гневе выпалили: «Черт бы тебя забрал!» Эти слова для лешего как официальный отказ от родительских прав.
Мальчик, попадая к лешему, вырастает в оборотня, командира над всеми дикими зверями или волчьим пастырем. Волчий пастырь – это колдун-оборотень, возглавляющий стаю волков, управляющий ими, заботящийся о них и предпочитающий одинокую жизнь в лесу. Его отличие от оборотня: волчий пастырь бережет людей от волков и волков от людей, запрещает волкам охотиться на человека.
Девочка станет девушек, пришедших по ягоды в лес, криками «Ау!» в чащобу заманивать, парней красотой да смехом многообещающим завлекать, детишкам посулит ягодную полянку показать или медвежонка маленького... Лесовичка с годами изменится: волосы и глаза станут зелеными, человеческая речь забудется (только «Ау!» будет помниться), станет она в ладоши хлопать, хохотать да плакать, шуметь да свистеть. Чесноком и железом ее не испугать. Боится она только креста и молитвы. Пока она язык человеческий не позабыла, может лесовичка вернуться к людям – если влюбится в человека и выйдет за него замуж. А если позабыла – всё, обратной дороги к людям нет...
Кстати, наши предки верили в то, что от лешего отлично защищает матерная брань. Кроме этого, можно было помолиться, упомянуть имя Божие, или выстрелить в лесного духа медной пуговицей, или рассмешить его. Оберегами от лешего служили также соль и огонь, магический круг, очерченный осиновой палкой, ножом или кочергой, а также липовая палка, очищенная от коры.
А вызвать лешего можно так. Надо в великий четверг ночью сесть в лесу на старую березу и громко три раза крикнуть: "Царь лесовой, всем зверям батька, явись сюда!" Тогда он явится и скажет "все тайное и будущее". В давние времена пастухи в начале лета заключали с лешим договор: молоко из коров не высасывать, скотину в болота не загонять и т.д. Если договор нарушался, писали на обидчика жалобу на широкой доске и подвешивали к дуплистому дереву в чащобе – пусть леший разберется.
17 октября – Леший день. В лесу в этот день старались не появляться.
По-немецки, согласно словарю, леший – Waldgeist, Waldteufel, Schrat, Schrättel.
Ну тебя к лешему! (бранное) – Scher dich zum Teufel! Geh zum Kuckuck!
По-английски леший – wood-goblin. У чехов и словаков его называли Лесни Мужик.
В десятом веке, в 921 – 22 годах путешествовал по миру арабский писатель Ахмед Ибн-Фадлан. В эпоху раннего Средневековья культура арабского народа была более высокой по сравнению с европейскими странами, так как у арабов во многом сохранилось научное наследие античности. Путь держал он из древнего Хорезма на Волгу, изучал и описывал встречавшиеся ему диковинные страны и народы. Ибн-Фадлан сообщает о своих встречах с русскими купцами, об их обычаях и обрядах и даже упоминает о письменности на Руси. И, между прочим, как указывают некоторые авторы, пишет, что встречаются в этих местах (современное Поволжье) на Руси огромные дикие люди, которые ведут звериный образ жизни и не обладают материальной культурой. А австрийский посол Сигизмунд Герберштайн, работавший в России в 1517 и 1526 годах, в своей книге «Записки о Московии» упоминает, что слышал рассказы о том, что в низовьях Оби в лесах «живут люди чудовищной формы, сплошь покрытые волосами». Может быть, речь шла о леших? Или о реликтовых гоминоидах? Леший его знает...

У Игоря Пантюхова есть чудесное стихотворение про лешего.
Леший
Исхудавший и поседевший,
Как покинутый человек,
Ходит лесом над речкой Леший,
Разгребая копытцем снег.
Не колдун-траву и не пищу
Ищет Леший, ломая лед, –
Он кострище старое ищет,
Ищет, ищет, да не найдет.
Наваждение, в самом деле, –
Стар он, Леший, да глаз востер:
Здесь вот – рядом они сидели,
Здесь вот – сучья трепал костер.
А в сторонке, где ель плечами
Держит снег, соболям под стать,
Целовались они ночами –
Леший видел, чего скрывать!..
Лесу росному было жарко,
Пир любви будоражил тьму…
Не одна горячая чарка
Перепала тогда ему.
Он меж сосен под хмелем хаживал,
Задевая хвостом пеньки.
В тихом омуте сам насаживал
Он рыбешек на их крючки.
И, должно быть, так хорошо потом
Было петь у костра двоим!..
Слов не зная, он хриплым шепотом,
Как умел, подтягивал им.
И тепло с ними было Лешему.
Их от глаз он лихих берег, –
Ни проезжему, и не пешему
Не показывал в лес дорог.
И мечтал он ночной порою, –
Много надо ли бобылю, –
«Я их сам от зверей укрою,
Сам избушку к зиме срублю…»
Но однажды…
Проспал он, что ли,
Как кричал коростель беды? –
Рано-рано поутру – в поле
Затерялися их следы.
Как он, бедный, тогда метался,
Как хлестал он себя хвостом,
Как настигнуть он их пытался,
Как судьбу проклинал потом!..
Он отчаивался и верил,
Звал, скулил, будоражил тьму…
Все лесные птицы и звери,
Присмирев, внимали ему.
– Может, правда –
«обрящет, кто ищет», –
Глухо вымолвил Старый Бор.
– Разыщи-ка ты то кострище
И на нем разведи костер.
Не сыскать им по снегу следу –
Вишь, как все пути замело...
А костер запалишь – приедут,
Люди любят, когда тепло…
Исхудавший и поседевший,
Разгребая копытцем снег,
Ходит-бродит по лесу Леший
И вздыхает, как человек…

Лешие в детских фильмах-сказках часто сопровождают Бабу Ягу в ее каверзных поступках или верой и правдой служат ей. В фильме-сказке «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975) Леший (в этой роли снялся Георгий Штиль) – довольно современный молодой человек и поет о себе песенку.

Песня Лешего (музыка Геннадия Гладкова, слова Владимира Лугового.
Жилось привольно Лешему,
На славу я гулял.
Ни конному, ни пешему
Проходу не давал,
Но в город волей случая
Попал я, вот беда,
С тех пор мне глубь дремучая
Постыла навсегда.

Припев:
Поверьте Лешему,
Ей-ей-ей-ей, не лгу,
Но жить по-прежнему,
Но жить по-прежнему,
Я не мо..., не мо..., не мо..., не могу.

О том, что свет – учение,
Зимою и весной
Твержу без исключения
Всей нечисти лесной,
Обидно жить лохматому,
Досадно пить из луж,
Когда вся сила в атоме
И в химии к тому ж.
Припев.

У Антона Павловича Чехова есть комедия в четырех действиях, которая называется «Леший», рассказ «Наивный леший».
Василий Купцов написал книгу «Последний леший» в жанре фэнтези (2005).
В фильме-сказке «Золотые Рога» (1972, режиссер Александр Роу) Ляпа, лешака, сыграл Анатолий Горбачёв, а Капитоныча, древнего лешего – Алексей Смирнов.
«Леший» – фильм 1998 года с Эмбет Дэвидц, режиссер Роберт Олтмэн (США).
«Леший» – фильм 2005 года с Мэттью Ле Невез, режиссер Леонаро Бретт (США, Австралия).
«Леший» – фильм 2007 года с Анной Дубровской, режиссер Александр Копейкин (Россия). Однако не следует думать, что во всех фильмах речь идет о лесном хозяине.
Мультфильм «Уважаемый леший» был создан в 1988 году режиссером Сергеем Олифиренко. У Н.А. Римского-Корсакова есть персонаж Леший в опере «Снегурочка».
Создали маскировочный халат «Леший» – отличный камуфляж для охоты на утку или гуся в камышах или болотистой местности, плащ-накидка без рукавов и с капюшоном.
Содрогнуться во сне, увидев лешего, согласно сонникам, – символ того, что вы не спасуете перед затруднениями. Если Вы увидели во сне, что вы разговариваете с лешим, то не стоит быть уверенным в любви своего избранника либо избранницы. Если вы увидели во сне лешего – к нехорошим вестям.

Наталья Дяловская
 
Форум » Международный Литературный Клуб «Родное слово» » Академия » Духи природы. Леший
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: