Понедельник, 14.10.2024, 05:17
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Леонардл, litcetera, Дяловская  
Духи природы. Болотник
ДяловскаяДата: Вторник, 09.04.2013, 07:44 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 96
Статус: Оффлайн
Духи природы
Природа окружала человека с самого начала его существования и выпестовала его. Духи природы были везде: в лесу, болоте, на лугу и в поле. Они всегда рядом с человеком и занимают второе место после богов.

Болотник
Болото традиционно считается местом проживания нечистой силы. В русском языке этому таинственному, страшному, несущему смерть месту посвящены многие пословицы и поговорки:
Было бы болото, а черти найдутся.
Сидит, как черт в болоте.
Бегает, как черт по болоту.
Не ходи при болоте, черт уши обколотит.
В русских заговорах нечистую силу и болезни отсылали на мхи, на болота или на леса, на болота.
А раз есть место обитания, значит, есть и хозяин – дух болота.
Болотник - в славянской мифологии – злой дух, хозяин болота. Его еще называют болотный, болотяник, болотняник, болотный дедко, болотный леший, шут болотный.
Словарь В.И. Даля объясняет: болотяник – род лешего или водяного, который живет в болотах, топях; он обходит и заводит путника. Значит, он родственник водяного и/или лешего.
Болотник гибнет при осушении болот и зимой, когда болото вымерзает. Он близкий родич водяного и лешего.
Внешность его описывают по-разному:
1. Это угрюмое, неподвижно сидящее на дне болота безглазое толстое существо, покрытое грязью и водорослями, улитками и рыбьей чешуёй.
2. Человек с длинными руками, крючковатым хвостом и поросший серой шерстью.
3. Голый старик, покрытый тиной и болотными растениями.
4. Седой старик с широким желтоватым, как болотная вода, лицом.
5. Пузатый голый старик с лягушачьими лапами, выпученными глазами, огромным ртом и бородищей.
По одним сведениям, облик его не трансформируется, не меняется.
По другим источникам, болотник склонен к оборотничеству и может принять такой вид, какой захочет – внешность путника, старца, монаха, правда, без креста, коробейника, знакомого, неустойчивой болотной кочки, которая выскальзывает из-под ног, и пр. Живет он на болоте в целом, а трясины и глубокие омуты, особенно заросшие травой и напоминающие зеленую лужайку, – его любимые местечки.
По другим сведениям, он живет в большом каменном доме под водой или посреди болота. Для того чтобы обмануть людей и зверей и устроить им страшную погибель, болотник создал чарусу (по Далю – непроходимая топь. – Н.Д.) – прекрасное и страшное место. Выглядит как полянка, покрытая свежей зеленой травой, с голубыми незабудками и лютиками, кувшинками и ненюфарами (это цветы, пускающие корень в воду). Знает путник про ненюфары – поостережется. Не знает – с радостью на полянку выбежит. А это не полянка, а топь. Зверь ее может учуять, а человеку это не дано.
По одним источникам, детишек и жены у него нет, по другим – есть и жена, и дети. Женами болотников становятся обычно болотницы, девушки-утопленницы, окончившие свой земной путь в болоте, или русалки.
У белорусов хозяева болот были разными: оржавиник, покрытый грязно-рыжей шерстью, с толстым животом и тонкими ногами; помладше его был багник, угрюмое, неподвижное, грязное существо, одиноко живущее на дне багна (багно – это низкое, топкое место, вязкое болото, по Далю, или торфяное болото. – Н.Д.) и хватающее за ноги случайных путников. Место жительства или нахождения багника можно определить по пузырькам, поднимающимся на поверхность, и по мелким бледным огонькам, появляющимся на болоте. Был вировник – (вир – глубокое место на болоте). А просто болотник был самым младшим из болотных бесов.
Болотник любит гулять по берегу, ревет по-коровьи, крякает по-утиному, свищет, утробно стонет, булькает, громко причмокивает, выдувает водяные пузыри, хлопает ладонями по воде и хохочет, чтобы заманить любопытного путника в свои владения, схватить его за ноги и утянуть на самое дно. Почему-то больше всего подвержен опасности человек, играющий по ночам на сопелке (пастушеской дудочке). Болотник нарочно заманивает людей на болото, чтобы утопить или заставить побродить среди трясин. В виде черного человека с фонарем в руках он бродит по краю болота, освещая своим фонарем дорогу путникам, сбивая их с пути и заводя в омут. Путник, принимая разводимые болотником болотные огни за фонари или надеясь отыскать указываемый огоньком клад, заходит в болото и тонет там. Болотник часто укладывает на пути бедолаг зеленую траву или корягу, бревно, под которыми бездонная топь или трясина.
По ночам он выпускает души детей, утонувших некрещеными, и тогда на болоте появляются мерцающие и перебегающие с места на место синие огоньки. Он никогда не совершает добрых поступков и смертельно опасен для людей, попавших в его болото.
Победить болотника, убить его – практически нереально. Спастись от болотника можно, сжав в кулаке нательный крест или перекреститься и произнести молитву. Нет креста – дотронуться до чего-нибудь железного (топора, гвоздя, рыболовного крючка) и прошептать: «Чур меня!», призывая на помощь духов предков.
А на Русском Севере у болота не хозяин, а хозяйка – болотница. Она родная сестра русалкам, водяница, только живет она в белоснежном цветке кувшинки величиной с котел или с колесо. Она прекрасна, бесстыдна и очаровательна, а в цветке сидит, чтобы спрятать свои гусиные ноги с черными перепонками (по другим сведениям – лягушачьи лапки). Глаза голубые как небо, голос сладкий как мед. Завидев человека, болотница начинает горько плакать, просить вывести ее из болота на белый свет, показать ей красное солнышко, которого она никогда не видела. Или же обещает вечную любовь. Или сокровищами, на дне спрятанными, одарить сулит.
Зачарованный дивным голосом красавицы, путник бросается ее утешить, но после первого же шага по болоту несчастного ждет гибель: болотница набросится, растянет свой рот, как у лягушки, полный острых-преострых зубов, задушит в объятиях и увлечет за собой в смертельную топкую глубину. Не следует верить сладким обещаниям...

Наталья Дяловская
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: