Воскресенье, 06.10.2024, 02:37
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Леонардл, litcetera, Дяловская  
Фольклор. Прекрасные и премудрые
litceteraДата: Суббота, 18.08.2012, 20:15 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1363
Статус: Оффлайн


Женские образы волшебной сказки – в основном, мудрые девы, владеющие чудесной колдовской силой, красавицы, нежные души, возвышенные верные возлюбленные, которые ради своих любимых могут три пары железных башмаков истоптать, три чугунных посоха изломать и истереть в дороге, три каменных просвиры, три каменных хлеба изглодать. Они всегда сберегут, спасут, защитят, с неженской силой, упорством и настойчивостью пойдут на всё, чтобы оградить свою любовь от напастей, найти суженого, который томится в неволе, и освободить его из плена. Среди них и девы-воины, и матери семейств, и девушки на выданье, и девчушки-малолетки. И все они умны и хороши собой, недаром их часто зовут премудрыми и прекрасными. Часто их краса – золотые или серебряные волосы, что является отголоском культа и мифологии Солнца, например, Настасья Золотая Коса, Златовласка (у чехов), Золотой Волос (у башкир) и пр. Часто прекрасные и премудрые героини сказок обладают волшебной силой и могут оборачиваться в различные предметы, животных и птиц, а также превращать в животных и птиц или различные предметы своих мужей и любимых, чтобы скрыться от погони, спастись от недруга (Василиса Премудрая, например, в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» оборачивает коней колодезем, себя – ковшичком, а царевича – старичком). Семейное положение у них самое разное: мать, жена, сестра, невеста, падчерица, сирота... И обычно в сказке конфликт разворачивается именно между мачехой и падчерицей, старшими сестрами и младшей, сестрой и братом, женой и мужем, стариковой дочкой и старухиной и пр.

Историко-этимологический словарь «Русская фразеология» указывает:

Василиса Премудрая. Фольклорное. О мудрой, рассудительной и добронравной девушке, женщине. В русских народных сказках – мудрая, рассудительная и добрая царевна, дающая важные советы герою и помогающая ему преодолеть трудности. Герой в конце сказки женится на Василисе Премудрой.

Все положительные женские образы делятся на три большие группы:
1. Девы-воительницы, богатырши.
2. Мудрые девы.
3. Сироты, падчерицы.
Имя, в частности, может указывать:
1. На степень родства, семейное положение (Солнцева сестра, сестра Змеиная).
2. На социальный статус (Настасья-королевна, Марья-царевна).
3. На духовное богатство (Василиса Премудрая, Елена Премудрая).
4. На отдельные личностные качества (Несмеяна-царевна).
5. На внешний облик (Настасья Золотая Коса), в том числе на выдающуюся красоту (Василиса Прекрасная, Анастасия Прекрасная, Ненаглядная Красота).
А как же именуют этих прекрасных и премудрых?
Прежде всего, героинь не зовут по-древнерусски красиво: Малинка, Лада, Милослава, Доброслава, Краса... Лишь один раз в сказке нам встретилось имя Милолика-царевна.

Не зовут и так, как именовали, например, крестьянок: Авдотья, Степанида, Дарья, Прасковья, Ефросинья, Фёкла, Акулина, за редким исключением, так, в сказке «Морозко» старикову дочь зовут Марфуша, а старухиных дочек – Параха и Машка (а в фильме-сказке Александра Роу «Морозко» девушек зовут Настенька – старикову дочь – и Марфуша – старухину дочку).
В волшебных сказках, собранных А.Н. Афанасьевым, в качестве героинь выступают девушки и женщины с именами Настасья Золотая Коса, Марья-краса – Долгая Коса, Белая Лебедь Захарьевна, Лебедь-птица – красная девица, Ненаглядная Красота; Василиса Прекрасная, Анна Прекрасная, Анна Прекрасная королевна, Елена Прекрасная, Анастаcия Прекрасная, Елена Премудрая, Василиса Премудрая; Василиса Кирбитьевна, Василиса Васильевна, Марья Додоновна, Василиса Поповна; Василиса-царевна, Марфа-царевна, Ольга-царевна, Марья-царевна, Анна-царевна, Несмеяна-царевна, Настасья-королевна; Царь-девица, Марья-девица, Ольга-девица, Анна-девица; Марья Моревна... Эти имена – символы ума и храбрости, тепла и света, мудрости и терпения. По большому счету, они олицетворяют собой Мать – родительницу, землю, природу. Часто в сказке женский образ вообще не имеет имени.

Их называют царевна, королевна, Царь-девица – указывается только социальное положение девушки. Редко-редко им даются имена: Марья-царевна, Ольга-царевна, Анна-царевна. В волшебных русских сказках один и тот же персонаж может называться Марьей-царевной, Марьей Моревной, Еленой Прекрасной и пр.
Обычно это мудрая и смелая молодая женщина (девушка), обладающая способностью превращаться в животное или предмет живой и неживой природы, хитрая, смекалистая, с большой фантазией. Максим Горький назвал Василису Премудрую одним из наиболее совершенных образов, созданных народной фантазией. А Василиса Прекрасная – бедная девушка, но отважная и сильная, и в то же время воспитанная и деликатная, она по приказу мачехи-злодейки приносит от Бабы Яги огонь в глазах черепа. С богатыршами сложнее: главному герою надо выдержать рукопожатие могучей девы-воина. Марья Моревна – прекрасная королевна, дева-воин, кочующая королева из русских народных сказок, которая даже смогла подчинить и взять в плен Кощея Бессмертного, приковав его двенадцатью цепями в подземелье. По некоторым сведениям, Моревна не от слова море, а от слова мор – смерть.
В зависимости от социального положения и возраста, имя героини изменяется. Дева-воин – Марья Моревна; прекрасная дочка царя – Марья-царевна, мудрая дева – Василиса Премудрая; крестьянская девочка (часто сиротка) – Марьюшка, Аленушка, Василисушка, Маша, Машенька. Крестьянская девочка обычно сметливая, отважная, способная на неожиданные поступки: ей помогают звери и птицы, деревья и неживые предметы.

Прекрасные женские качества неожиданным образом отражаются и в именах героинь:

Анастасия (Настасья) – женская форма мужского имени Анастасий (Анастас), в переводе с древнегреческого языка – воскресшая, возвращённая к жизни.
Анна – из древнееврейского – благодать, милость.
Василиса – из греческого – царица, царственная; жена басилевса, архонта, правителя, царя. В святцах Русской православной церкви принято написание Василисса.
Елена (Алена) – из древнегреческого – солнечная, светлая, пламенная; солнечный свет.
Марфа – из древнеарамейского – хозяйка, госпожа.
Марья, Мария – из древнееврейского – горькая (любимая, упрямая).
Ольга – из скандинавских языков – священная, святая.

Нам не встретилось ни одного имени, которые имели бы в основе негативный признак (сварливая, косая, хромая, кривая, горбатая, рогатая, глупая, некрасивая, уродливая и пр.). Правда, следует заметить, что Баба Яга – тоже замечательный женский образ славянской мифологии…

В фильме «Василиса Прекрасная» (1939, режиссер Александр Роу) Василиса – Валентина Сарогожская. В сказке «Там, на неведомых дорожках…» (1982, режиссер Михаил Юзовский) Василиса Премудрая – Татьяна Аксюта. В фильме «Кащей Бессмертный» (режиссер Александр Роу) роль Марьи Моревны сыграла Галина Григорьева. В фильме «Илья Муромец» Василису, возлюбленную Ильи Муромца, сыграла Нинель Мышкова. В фильме «Варвара-краса, длинная коса» (1969, режиссер Александр Роу) роль Василисы исполнила Татьяна Клюева. В фильме «Марья-искусница» Марью-искусницу сыграла Нинель Мышкова. В фильме «Морозко» (1965) Настенька – Наталья Седых. Она же сыграла Аленушку в фильме-сказке Александра Роу «Огонь, вода и... медные трубы». В фильме «Финист – ясный сокол» Аленушка – Светлана Орлова. В фильме «После дождичка в четверг» (1985, режиссер Михаил Юзовский) Милолика – Марина Зудина. В фильме «На златом крыльце сидели...» (1986, режиссер Борис Рыцарев) принцесса Аленушка – Елена Денисова. В фильме «Чудеса в Решетове» (2004, режиссер Михаил Левитин) роль Василисы Мелентьевны (Василисы Прекрасной) сыграла Мария Глазкова. В фильме «Реальная сказка» (2009, режиссер Андрей Мармонтов) роль Василисы Премудрой исполнила Ирина Безрукова. В фильме «Руслан и Людмила» (1972, режиссер А. Птушко) по мотивам пушкинской поэмы «Руслан и Людмила» Людмила – Наталья Петрова. Есть и опера Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила». Есть мультфильм «Василиса Прекрасная» (1977). Одна из лучших иллюстраций – «Василиса» И.Я. Билибина.

Наталья Дяловская
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: