| 
					| litcetera | Дата: Вторник, 07.05.2013, 12:35 | Сообщение # 1 |  | Генералиссимус Группа: Администраторы Сообщений: 1363 Статус: Оффлайн | «Суворовской славы город. Тирасполь – песня моя» 
 Тема нашей исследовательской работы связана с 221 годовщиной со дня основания города Тирасполя. Она актуальна и значима для каждого нашего гражданина. В исследовании мы попытались пройти по целому ряду стихотворений из 7 альманахов «Литературное Приднестровье» и учебнику-хрестоматии (7-9 кл.) «Литература Приднестровья». Объектом исследования является литературный процесс конца 90-х годов XX века и первых десятилетий XXI века. Предметом стали стихотворения приднестровских поэтов: Г. Барабаша, Н. Божко, А.Лосева, П. Шпакова, О. Молчановой, А. Мельничук и других. Цель – показать красоту родного города с помощью средств художественной выразительности, выявить особенности, влияющие на формирование духовно-нравственных качеств и знаний в области литературоведения. Гипотеза: мы предполагаем, что использование языковых средств в стихах приднестровских поэтов воздействует на ум и чувство читателя, оно рисует нам портрет нашего города полно и глубоко, воспитывая при этом любовь и уважительное отношение к нашей Родине.
 
 Род. Родина. Родное место. День рождения города, где мы родились. Что это значит для нас, молодых, красивых, амбициозных и талантливых? Как выразить свою любовь к городу словами? Написать стихотворение о переполняющих чувствах любви и преданности к нему или поразмышлять вместе с приднестровскими поэтами о том, каким может быть наш город, как с помощью поэзии можно показать любовь к нему?
 
 Долго размышляли над названием нашей исследовательской работы, искали точную и красивую фразу, выражающую основную мысль, и пришли к выводу, что слоган, предложенный О. Молчановой, наиболее ёмко и правильно даст понимание темы работы. Хочется показать портрет нашего города в стихотворениях как признание в любви, увидеть его образ: Суворовской славы город. Тирасполь - песня моя!
 
 Как сообщает «Новый Регион», слоган был отобран среди сотни представленных на конкурс, который проводился Управлением культуры столицы Приднестровья с ноября 2011 года. По словам заведующей методическим отделом столичной библиотеки Маргариты Стародубовой, на конкурс принимались фразы, состоящие из 5-8 слов и ярко отражающие чувства и мысли тираспольчан. Поэты и журналисты, работники культуры, школьники и студенты всех возрастов приносили фразы на молдавском, украинском, русском языках. Победителем конкурса была признана тираспольская поэтесса Ольга Молчанова.
 
 Изучая тексты стихотворений о родном Тирасполе, мы прочли научную статью Ю. Лотмана «Анализ поэтического текста», целый ряд произведений литературы Приднестровья, статью «Приднестровская Гиппокрена» Р. Кожухарова, «Антологию современной литературы Приднестровья» (сост. В.Афанасьев и др.) и учебник- хрестоматию «Литература Приднестровья 7-9 кл.» (сост. Т.А Арабаджи, И.Л Павловская).
 
 Знакомство с творчеством приднестровских поэтов о Тирасполе
 
 Цветущий город – гордость Приднестровья,
 Ты был не раз поэтами воспет,
 И я своей любви к тебе не скрою,
 Ведь для меня тебя роднее нет.
 
 Г. Барабаш
 
 Опустился на город покой,
 Засветились улыбками лица,-
 Вечер вытеснил день трудовой.
 От забот отдыхает столица.
 
 Л.Кудрявцева
 
 Мы просмотрели и изучили целый ряд стихотворений из этих литературных источников: «Посвящение городу и народу» Н. Божко, «Тирасполь» А. Штро, «Тирасполь» Н. Бычковой, «Родной Тирасполь» Г.Барабаша, «Мой город» С.Шершеня, «Детства двор», «Тирасполь-град» О. Молчаной, «Затих Тирасполь» В.Маслова, «По городу порой вечерней» Л.Кудрявцевой, «Вечерний Тирасполь», «Старый Тирасполь» А.Мельничук, «Столица» А. Лосевой, «День Покрова» В. Овчарука, «Тираспольские вечера» С. Багнюка, «Мой Тирасполь» Р. Кожухарова.
 
 Тирасполь – город суворовской славы. При внимательном и вдумчивом чтении этих стихотворений мы пришли к выводу, что вечерний и ночной Тирасполь прекрасен: хочется любоваться его красотой, красочными витринами, сочинять стихотворения, вглядываться в лица тираспольчан, ощущать вкусы и ароматы осени.
 
 Л. Кудрявцева передаёт нам изумительно красивую картину вечера, применяя следующие существительные, помогающие почувствовать покой и умиротворённость горожан, их радушное настроение: покой – улыбки — вечер; вечер – день (контекстные антонимы) – заботы — улица – сказка — разноцветье — витрины — луна — кружева – тень — свет(контекстные антонимы)-грусть – листва (осенний пейзаж)- аромат – лето – храм – холст – небо – блеск – крест – колосья хлеба — хруст — осень – лавина – город – радость – грусть (речевые антонимы) – жизнь – половина. Эти как конкретные, так и абстрактные имена существительные, которые передают чувство нежной и трогательной любви к родному городу осенью, вечерней порой, когда город становится не просто сказочным, но и тайным. И эту загадку вечернего Тирасполя предстоит раскрыть его жителям. Возникает целый ряд ассоциаций: Тирасполь в религиозные праздники, как в Рождество, светлый, красивый, таинственный. Город – храм, одетый в праздничные ризы. Город – грусть, потому что осень. Город – картина, так как во все времена года он прекрасен, но осенью в наш город на пленер съезжаются художники не только из Приднестровья, но и из других ближних стран для того, чтобы передать с помощью разноцветной палитры красоту и многообразие осеннего Тирасполя.
 
 А. В. Маслов продолжает тему, но у него уже ночной Тирасполь, поэтому вся лексика подчинена этой теме: «погас», «остаток дня», «волна закатная», «затих Тирасполь», «ночи чёрная метла», «нависла тьма широкой шторой», «затаившийся простор». И в этом стихотворении мы ощущаем тайну и видим красоту родного города. Авторы выражают свою истинную и неподдельную любовь к родному Тирасполю.
 
 Сопоставление истории и поэзии. Н. Божко «Посвящение городу и народу»
 
 
   
 Исследуя исторические данные и стихотворение Н. Божко «Посвящение городу и народу», мы пришли к выводу, что указ Екатерины II имеет отражение в строках стихотворения: «При матушке Екатерине однажды издан был указ…»; прослеживается взаимосвязь между документами и отрывками из данного стихотворения. Основателем города является граф А.В. Суворов – «Военный гений, граф Суворов, нанес стремительный удар…», «Воздвигнув крепость на века.» Мы осознаем, что земля наша принадлежала Российскому государству, являясь его форпостом: «Так крепла новая граница». Это стихотворение написано в форме посвящения, поэтому автор желает нашему городу процветания и говорит о влиянии России на историю нашего многонационального государства:
 
 «Так расцветай, моя столица,
 Шагай уверенно вперед!
 И пусть воздаст тебе сторицей
 Многоязычный твой народ!»
 
 Лексико-семантический анализ
 
 1) Ключевых образов в стихотворении Н. Божко «Посвящение городу и народу» два: это образ города и образ народа.
 
 
   
 Автор точно показывает их взаимодействие уже в самом названии, говоря о равноправном их значении, используя сочинительную связь в виде союза «и»
 После первичного чтения стихотворения сложилось впечатление, что для Н. Божко очень важным является народ, создававший наш город и живущий в нем.
 
 2) Хочется проследить за ключевыми образами, помогающими раскрыть это взаимодействие.
 
 Ведя лексические цепочки главных ключевых образов, мы пришли к выводу, что эти образы живут во взаимодействии, они динамичные, яркие, очень точные и
 помогают глубже понять замысел Н.Божко, почувствовать истинную любовь автора к родному городу и народу, увидеть в поэте настоящего патриота.
 
 3) При определении ключевых образов мы увидели и сопутствующие образы, помогающие глубже заглянуть в мастерскую поэта:
 
 Екатерина (связь с историей) -> указ (дальновидность императрицы) -> Суворов (гений Суворов) -> крепость (форпост России) -> Тирасполь (важное географическое положение) -> граница (усилить позиции России) -> Россия (дальновидность вешней и внутренней политики)
 
 Славянский дух, честь, патриотизм воплощены в образе графа Суворова и народа, проживающего на территории Приднестровья. Эта «времен связующая нить» ощущается во всем стихотворении: Времена Екатерины II – указ императрицы: «Быть югу русскому – весь сказ». Суворов не только гениальный военачальник, но и блестящий руководитель, организатор, хозяйственник, сумевший вместе с русскими солдатами воздвигнуть «крепость на века». «Стоял он (Тирасполь) в блеске русской славы» ( 1792 г. – год образования Тирасполя после окончания долгой кровопролитной русско-турецкой войны 1877-1878 гг.)
 
 4) При аналитическом исследовании стихотворения мы обнаружили целый ряд ассоциаций, которые мы представляем в виде цепочки:
 
 Екатерина -> Указ -> Граница -> Приднестровская Гиппокрена
 
 
   
 В самом генотипе приднестровской земли искони заложен исторический и геополитический обусловенный дух пограничья. Граница – место «взаимоузнавания» культур и народов. Межевая черта, тот самый, платоновский «экстазис», откуда творчество делает шаг в незнаемые. «Полуденный» край стал точкой пересечения трех мировых систем координат – славянского, романского и тюркского миров, здесь происходило поистине вавилонское смешение религиозных традиций, наций, этнических культур и типов ментальности.
 
 -> Cлавянский норов -> Письмо турецкому султану ->
 
 
   
 «Переход Суворова через Альпы». В.И Суриков Илья Репин, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
 
 -> Суворов -> Медный всадник в Санкт-Петербурге
 
 
   
 -> Рос город
   
 Старый и новый Тирасполь.
 
 -> Цвели богатые сады -> И вырос город величавый, омытый голубой волной
 
 
   
 -> Cтоял он в блеске русской славы -> Но в 41 черной тучей из-за реки пришла война
 
 
   
 -> Народ не дрогнул, не сломался -> И пусть воздаст тебе сторицей многоязычный твой народ
 
 
   
 Истолкование стихотворения, вытекающее из первого этапа анализа:
 
 Благодаря военному гению А.В Суворова, сплоченности и единению народа, солдат наступил мир на нашей земле, который и призван был оберегать генералиссимус Суворов.
 Но Приднестровская земля всегда была лакомым кусочком, и враги неоднократно пытались её завоевать. Тема войны просматривается в строках стихотворения:
 Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (автор говорит об оккупации Тирасполя немецко-фашистскими и румынскими войсками) и война 1991-1992 гг. в Приднестровье – локальная война.
 И вновь возникает образ России, которая всегда помогала, защищала наш край, но и народ на левобережье Днестра «вновь стоял, как стена», «за русский дух и за свободу», а помощь шла «со всех концов святой Руси»
 
 Вот здесь оживает образ Древней Руси, Святой Руси, просящей помощи у Бога и верящей, что объединившись все вместе, с верой, любовью и надеждой одолеют врага.
 Образ Руси перекликается с образом славянского духа, славянского народа не понаслышке знающего, что такое слово «честь».
 
 При исследовании последних строк стихотворения мы осознаем, что Н.Божко твердо верит в будущее своего города, в котором живет, многоязычный народ, трудящийся в дружбе и сплочённости .
 Образы города и народа тесно взаимосвязаны и с помощью сопутствующих образов, которые помогли глубже проникнуть в творческую лабораторию Н.Божко и увидеть в стихотворении полное проявление темы нашего литературного исследования «Суворовской славы город. Тирасполь – песня моя»
 
 Анализ стихотворения в контексте
 
 1) В контексте творчества самого автора.
 
 Своеобразным символом духовного единения приднестровцев стало издание Гимна Приднестровской Молдавской Республики на трех государственных языках.
 Н. Божко – известный приднестровский поэт, являющийся одним из автором Гимна ПМР вместе с В. Пищенко и Б. Парменовым. Автор, как в «Гимне», так и в анализируемом стихотворении прославляет свою Родину и её народ:
 
 
   
 Н. Божко убеждает нас в том, что наша Родина – это русская земля, сильная своим духом, земля, где живет и трудится многонациональный народ:
 Мы увидели «времен связующую нить», тему памяти:
 
 
   
 В результате аналитической работы можно увидеть много сходства между «Гимном» и стихотворением Н.Божко «Посвящение городу и народу»; это и духовно-нравственные качества поэта-гражданина, поэта-патриота. Приднестровье предстает перед нами как свободный, многонациональный, трудолюбивый народ, крепко любящий свою Родину, свой родной Тирасполь, дорожащий честью и достоинством, свято чтящий традиции. Но в стихотворении Н.Божко есть сюжет, чего нет в гимне.
 
 Эти два поэтических произведения воспитывают нас, как истинных граждан своего Отечества, расширяя и углубляя понимание образа города и республики.
 
 2) В контексте национального литературного процесса.
 
 Было отмечено в тематическом обзоре, что многие поэты Приднестровья пишут о родном городе в жанре посвящения.
 Это «Тирасполь» Н. Бычковой.
 
 Почувствовать любовь и нежность к родному городу помогают следующие строки:
 Цветущий город на левобережье,
 Мне кажется, что нет его родней…
 Ты дорог мне, Тирасполь, как и прежде,
 Любимый город юности моей.
 
 И вновь переплетение судеб.
 «Родной Тирасполь» Г. Барабаша. Судьбы автора и города тесно переплетены:
 
 Мой добрый друг, мой город на Днестре,
 С годами ты становишься все краше.
 Так пусть же вечно не стареть тебе
 Под голубым и мирным небом нашим!
 
 «Нам дано по звездам пересечься» А. Мельничук. Вновь мы видим единение судеб человеческих, индивидуальных и нашего любимого города:
 
 Обращусь к Всевышнему в надежде:
 Сохрани нетленный город мой,
 Пусть сменились флаги и одежды,
 Мы все те же общею судьбой.
 
 «Столица» А. Лосевой – удивительное сплетение судеб Приднестровья и города Тирасполя: Так возродилось наше Приднестровье -
 
 Народной волей и немалой кровью,
 Его лицо – народов братских лица.
 Тирасполь – Приднестровская столица.
 
 Такая глубинная преемственность может быть объяснима лишь одним: принадлежностью к единому литературному процессу, духовной общностью под сенью одного источника вдохновения.
 
 3) В контексте русской литературы:
 
 
   
 «Тирасполь – город на Днестре»
 
 Ты – город незаконченной строки
 И памятник суворовских походов.
 Т. Кушнарева
 
 221 год назад основал его великий русский полководец А.В. Суворов. Потому и возвышается над главной площадью Тирасполя памятник, ставший визитной карточкой столицы Приднестровья. Памятник, олицетворяющий собой героическое прошлое города, подвиги тех, кто отстоял город, и землю свою во времена трагических военных нашествий, страшных войн, в дни суровых испытаний. Сегодня город процветает. В Тираспольском объединенном музее выставка работ художников из Приднестровья, России, Украины, Молдовы, Белоруссии и Польши, участников третьего "Тирас-пленэра". В течение двух недель, со 2 по 15 октября 2012 года, мастера из стран ближнего и дальнего зарубежья работали на улицах столицы, создавая живописные полотна, часть из которых передали в дар тираспольчанам. "Мы стараемся привлечь как можно больше мастеров, представителей творческой общественности, которые могли бы внести свой вклад в развитие культуры Приднестровья и, что не менее важно, могли бы рассказать о ПМР и её столице за пределами нашего государства, – отметил председатель союза художников Приднестровья Сергей Панов. – Всё это призвано способствовать укреплению международных связей Приднестровья с творческой общественностью целого ряда стран. Интересно, что портрет Тирасполя создан мастерами, работающими главным образом в реалистической манере".
 
 Проводя исследование этой страницы газеты «Приднестровье», мы увидели, что составитель О. Молчанова сумела подобрать разнообразные стихотворения наших приднестровских поэтов по тематике:
 
 «Мой Тирасполь» Р. Кожухарова. Это стихотворение показывает огромную любовь автора к родному городу, из которого уходил на войну его дед, вернувшись с победой, а его верно и преданно ждала жена:
 
 Из бездн огня и зыбей в утлой зыбке
 Он вынырнул. И радостью бы всей
 Вселенной не затмить её улыбки…
 
 Показана история и взаимосвязь семьи и народа:
 
 Молох трех войн солдата не смолол,
 Ряды врагов без правил, без истерик.
 Начало редактуры Халкин – Гол,
 А после был Карельский переешек.
 
 Мы видим прекрасные взаимоотношения между внуком и дедом, который рассказывал о Великой Отечественной войне и показывал свои награды: Маршрут – он весь в названии наград, // И Май победный, да Днестр скорей бы…
 
 Видим, что слова «честь», «доблесть», «слава» и есть наследие не только этой семьи, пережившей вместе с людьми военные перипетии, но и народа в целом. Автор –настоящий патриот, он не отделяет себя от города: И мы поредактируем ещё // С тобой, мой стольный град, родной Тирасполь!
 
 Стихотворение С. Багнюка «Тираспольские вечера» - очень нежное и трогательное. Автор нам показывает красоту вечернего города, его незабываемый пейзаж:
 
 В лучах заката угасая,
 Багрятся купола Кицкан.
 Кресты горят, напоминая
 Сей край – наследство христиан.
 
 Много таинственного и сказочного видит автор: Искрит серебряная стежка // В бурунных вычурах речных, // Как потаенная дорожка // В обитель призраков лесных.
 Он говорит о том, что Тирасполь – цветущий город, тихий и мудрый:
 
 Люблю тебя, мой город нежный,
 Мне дорог твой полночный свод,
 Деревьев тень, песок прибрежный
 И твой незлобивый народ.
 
 Народ и город в этом стихотворении живут в любви, добре и согласии.
 
 «День Покрова» В. Овчарука. Данное стихотворение убеждает читателя в том, что земля наша щедра и богата: Так благодатна, так земля щедра! // Твоя, благословляемая Богом // У вод Днестра.
 
 Мы думаем, что неслучайно День Города совпадает с очень важным праздником в жизни христиан – Днём Покрова Божьей Матушки, так как христианство вселяет в них надежду, независимо
 от национальности: День покрова. День города. // День братства. // Святых молитв, свершений и побед.
 
 Автор убеждает нас, что в Тирасполе живет многонациональный народ, честный, открытый, душевный: Молдавии, России, Украины // Здесь песни и стихи опять звучат, //
 Язык души, открытый и единый, // Как город-сад.
 
 Уважительное отношение к основателю нашего города – Суворову А.В. мы видим в строках этого стихотворения: В День Покрова. Под утренней звездой // Суворову хочу я поклониться // За город мой.
 
 Ольга Молчанова, автор слогана, поместила в этом праздничном номере газеты «Приднестровье» своё стихотворение «Тирасполь-град».
 
 Приднестровская поэтесса говорит о том, что наша столица – легендарный город, прошедший славными страницами истории, и нам, горожанам, надо быть благодарными и достойными потомками: Сама история, сама // Течет речною лентой длинной.
 
 И мы видим в стихотворении О. Молчановой, что город наш всегда был и есть «форпостом» - выросшею крепостью, которую Суворов возводил.
 Автор уверенно смотрит вперед не отделяя себя от горожан она говорит «мы»:
 
 Мы твердо на ногах стоим
 И к новым рубежам стремимся,
 Гордимся городом своим,
 Своим Тирасполем гордимся.
 
 Алла Мельничук – известное лицо в нашей столице, она пишет стихотворение-посвящение «Городу Тирасполю»
 
 Прослеживаем взаимосвязь между историей и судьбой Тирасполя: Суворовским напором и талантом, // Рескриптом императорских забот // Все решено,// И ремеслом Волана // И крепость, и форштадт при ней встает.
 
 Она показывает, что земля эта российская умеет и воевать, защищая родную землю, и «строить умелыми руками». Это истинно верующий в Бога воин-строитель, воин-созидатель:
 
 И православный крест плывет над строем,
 И легче дело спорится с крестом.
 Российский флаг над южною рекою
 Укроет государственным крылом.
 
 Мы убедились, что образ Тирасполя показан крепостью на левобережье реки, что город наш вписывает славные страницы «со строками победы и добра»
 
 Стихотворение Т. Кушнаревой «Тирасполь» перекликается со стихотворениями О. Молчановой «Тирасполь-град» и «Городу Тирасполю» А. Мельничук. В нем вновь рефреном звучат строки: Ты – город незаконченной строки // И памятник суворовских походов.
 
 Это родной и любимый город наш, и хочется, чтобы именно в нем прошли года «юности и зрелости моей». И хочется, чтобы столица наша вечно молодела: Тебе, огонь своей души отдам, // Чтоб вечно слышать звук родных напевов.
 
 А какие напевы услышали мы? Это звон медалей и орденов в праздничные дни; это и шум ветра - разгуляя; это и шелест листвы с перешептыванием в окна-кружева; это и стихающие голоса горожан, готовящихся ко сну.
 
 А поутру слышны птичьи трели, голоса тираспольчан, празднующих День Покрова Божьей Матушки и День рождения родного города: это и молитвы в храмах, и шум прибрежных вод Днестра, седого и мудрого; это песни и стихи, посвященные Дню рождения столицы звучащие на трех государственных языках; это и голос самого А.В. Суворова и его солдат-освободителей; это и «шорох теней» и застенчивый шепот в стихотворении В.Ахмерова; это крики прощальные журавлей осенью багряной в строках стихотворения В.Маслова; это шум дождя и ветра.
 
 Проводя работу над стихотворениями, опубликованными в газете «Приднестровье», мы пришли к выводу, что это и есть самый родной и любимый город, самый прекрасный «уголок во Вселенной», светлый и добрый, трудолюбивый, легендарный и благодатный город. Образ его многолик, многоязычен, многонационален. Поэтому все авторы призывают нас чтить память предков, быть благодарными тираспольчанам и хранить любовь в своем сердце к родному городу:
 
 Тираспольчанин благодарный:
 На свете сотни городов,
 А наш – милее он и краше,
 Живет в созвездии годов
 Тирасполь-град, столица наша.
 
 Сапега Анастасия, 9 класс
 Теоретический общеобразовательный Тираспольский лицей №1, учитель — Овсова И.С.
 |  |  |  |  |