Четверг, 25.04.2024, 14:42
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Леонардл  
Форум » «Вести» — газета, которую читают! » Публикации от «Вестей» » Немцы Румынии. Часть I
Немцы Румынии. Часть I
litceteraДата: Вторник, 08.05.2012, 15:05 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1363
Статус: Оффлайн


До сих пор темой нашего повествования были случаи относительно благополучного состояния национальной жизни этих меньшинств - хотя и после десятилетий потерь и страданий. К сожалению, не все так сложилось у немцев, живших или еще живущих в других странах. Сегодня мы расскажем о немцах Румынии.

НЕМЦЫ РУМЫНИИ

ЧАСТЬ I

Процесс становления правового государства в Румынии на протяжении последних полутора столетий прошел сложный путь. Еще в 1866 г. конституция декларировала предоставление гражданам Румынии гражданских и политических прав, тогда были объединены Валахия и Молдова, и страна была в этническом отношении довольно однородной. После Первой мировой войны население Румынии увеличилось более чем вдвое. Национальные меньшинства в ней составили более четверти населения. Конституция 1923 г. решала проблемы национальных меньшинств на основе принципа равноправия и политических свобод, но не декларировала возможности создания автономий. В 1940 г. генерал Антонеску отменил конституцию и ликвидировал все гражданские права. Сразу после «освобождения» Румынии в феврале 1945 г. вышел «Декрет-закон о статусе национальных меньшинств»». По переписи 1948 г. национальные меньшинства составляли в Румынии 14% населения, из них венгры - 9,5%, немцы - 2,2%, остальные национальности - 2,3 %2. В особый раздел было выделено положение о языке, предусматривавшее право пользоваться родным языком во всех районах, где не менее 30% жителей составляли национальные меньшинства. Работникам судебных и административных органов предписывалось «знать языки соответствующих национальностей". Обеспечивалось получение образования на родном языке во всех звеньях образования, включая и высшие учебные заведения. В Конституция 1952 г. предусматривала создание «автономных областей с широкими внутренними полномочиями», что и было осуществлено на практике. Данная практика не распространялась, однако, в этот период на немецкое меньшинство, на которое возлагалась ответственность за сотрудничество с нацистами. К основной его массе были применены меры ограничения гражданских прав, конфискация имущества, экспроприация земельной собственности и недвижимости (немецкие школы, однако, не запрещались). Настаивать на выполнении параграфов вышеназванного закона немцы стали значительно позже.

Главной национальной проблемой Румынии, где проживала также и значительная часть немецкого населения, была Трансильвания (Siebenbürgen, Семиградье). Эта историческая область со смешанным венгерским и румынским населением, занимающая почти четверть территории Румынии, неоднократно переходила от Венгрии к Румынии и наоборот. После Первой мировой войны в результате распада Австро-Венгрии она вошла в состав Румынии, в 1940 г. северная часть Трансильвании была передана Венгрии, а после Второй мировой войны она опять вошла в состав Румынии.
После событий в Венгрии 1956 г. и вывода советских войск из Румынии в 1958 г. права Венгерской автономной области были урезаны, сокращены возможности получения высшего образования на родном языке (так, венгерский университет, существовавший в Клуже с XIX в., был слит с румынским). В мае 1966 г. Н. Чаушеску заявил, что Румыния ошибочно оценивалась как типичное многонациональное государство. Вслед за этим административно-территориальная реформа 1968 г упразднила Венгерскую автономную область. Термин "национальные меньшинства" был заменен термином "совместно проживающие национальности". Главенствующей стала концепция "единой румынской социалистической нации. Процесс ассимиляции распространялся не только на венгров, но и на все другие национальные меньшинства. В политической лексике стали использоваться понятия "румыны венгерской (немецкой и т. п.) национальности", а Национальная конференция РКП 1987 г. поставила задачу ускорения "процесса становления однородного румынского социалистического общества" и создания "единого общества трудового народа". В 1987 г. в рамках новой аграрной революции Румыния начала реализовывать план снижения количества деревень приблизительно с 13 тыс. до 5-6 тыс. Жители неперспективных деревень должны были быть переселены в "агроиндустриальные комплексы". Под эти планы подпадали и районы компактного проживания немцев. Напряженность и противостояние властям в местах компактного проживания различных меньшинств, особенно венгерского меньшинства, сделали к концу 80-х гг. Трансильванию местом наибольшего социального напряжения и привели к крушению режима Н. Чаушеску. Бурный рост национального самосознания, оформление национальных союзов и движений сопровождались требованиями немедленного устранения последствий ассимиляторской политики. Манифестации в Трансильвании весной 1990 г. привели к открытым столкновениям на национальной почве. В ноябре 1993 , был предложен проект закона о правах национальных меньшинств, учитывавший международную практику.

Но события 90-х годов интересовали немцев Румынии теперь уже в гораздо меньшей степени, чем другие национальные группы Румынии. Для них они наступили слишком поздно, большинство к этому времени уже перебралось в Германию или сидело на чемоданах.

Последние шестьдесят лет можно назвать заключительной главой многовековой истории немцев Румынии. При переписи населения 1930 года в Румынии к немецкой национальности отнесли себя 745 421 человек, то есть 4,1 процент населения.. На этой территории Румынии перед Второй мировой войной проживало 12 различных немецких языковых групп: трансильванские саксы (Siebenbürger Sachsen), банатские швабы (Banater Schwaben), сатмарские швабы ( Sathmarer Schwaben), буковинские немцы (Buchenlanddeutsche), немцы Добруджи (Dobrudschadeutsche) и другие более мелкие группы.

Самая крупная среди них - трансильванские саксы, жившие и еще частично живущие в горном регионе Трансильвании (Семиградьи) между западными, восточными и южными Карпатами. Они переселились на территорию современной Румынии еще в 12 веке в процессе германской колонизации восточноевропейских областей, последовав призыву венгерского короля Гейза (1141 - 1161), позвавшего их защищать границы своей страны от татаро-монгол, а также для создания экономических структур. Название саксы или саксонцы - неточное. Трансильванские немцы происходят из франкского левобережного рейнско-мозельского региона, они говорят на диалекте, родственном тому, на котором говорят жители Трира и Люксембурга и прилегающих к ним областей.

Важной привилегией колонистов с самого начала было право выбирать своих собственных судей и священников, они освобождались от таможенных сборов, имели право свободной торговли и другие гражданские права. Королю они обязаны были платить годовые проценты со своих доходов и служить в его армии. Свои поселения и даже церкви колонисты в первые века строили в виде крепостей. Строения эти до сих пор определяют внешний вид многих городов и сел в Трансильвании. С 1486 года Верховным органом немцев Трансильвании стал «Саксонский Национальный университет», так они назвали свои органы управления и судопроизводства. С 1583 года было узаконено право каждого немецкого трансильванца на владение собственной землей. Все это создавало особую, нигде больше не встречающуюся форму самоуправления. Можно без сомнения утверждать, что житель немецкой Трансильвании был в средневековье в политическом отношении самым свободным, а в правовом - самым защищенным жителем Европы.

Политической самостоятельности области способствовало принятие большинством немцев этого региона лютеранства. С 1568 в Трансильвании особым законодательством была провозглашена полная религиозная свобода. Отличалась немецкая Трансильвания от остальной Европы и своей системой образования. Начальные школы были здесь введены уже в 14 веке. С начала 16 века здесь в каждой общине была своя школа. В 1541 году в немецкой Трансильвании была открыта первая в юго-восточной Европе гимназия. В 1722 было введено всеобщее обязательное образование для всех слоев населения. Именно эта обязанность каждого горожанина и крестьянина посещать школу сохранила, несмотря на все войны и исторические перипетии костяк национальной жизни трансильванских немцев и прежде всего их язык и культуру. Лишь с 1867 года, когда в Австро-Венгрии они попали в венгерскую зону управления, их подвергли массивному давлению со стороны венгерской администрации, и они вынуждены были впервые за свою историю отказаться от национального суверенитета.

Банатские швабы поселились на территории современной Румынии в 18 веке в процессе интенсивной колониальной политики Габсбургов после освобождения этой области от почти стопятидесятилетнего турецкого владычества и включения их в качестве провинций в состав «Священной Римской империи германской нации». То были опустошенные безлюдные заболоченные области, их после турок нужно было вновь культивировать, сделать вновь плодородными, вновь оживить ремесла и торговлю, а также защищать от постоянной турецкой опасности. Поэтому Габсбурги решили вербовать немецких крестьян, ремесленников, специалистов различных профессий. Немцы переселялись в Банат, расположенный на западе Румынии у подножья Карпат между течениями Дуная, Тиссы и Мереша, в течение всего восемнадцатого века. Банатских немцев называют банатскими швабами, хотя они настолько же швабы, насколько трансильванские немцы - саксы, названия эти возникли внутри венгерских канцелярий и совершенно условны.
Банатские немцы – выходцы из левобережных рейнских областей Пфальца, Гессена, Лотарингии, а также из Франконии, Баварии, Швабии и австрийских Альп. Со временем у них на рейнско-франко-пфальцской основе выработался свой банатский диалект.

Поначалу немцам в Банате были предоставлены многие привилегии, у них было свое управление и свое судопроизводство, но после того, как их в 1778 году отдали под юрисдикцию венгров, они подверглись мадьяризации. Их положение в этом смысли было гораздо тяжелей, чем у немцев Трансильвании, которых от мадьяризации охраняли многовековые автономные структуры. В 18 веке возникли также и другие группы колонистов, например, сатмарские, буковинские и немцы Добруджи, происходившие из южных германских областей.

После краха Дунайской монархии немцы Трансильвании и Баната голосовали за присоединение их земель к королевству Румыния. Они надеялись, что Румыния будет более бережно обращаться с национальными меньшинствами, чем венгры. Но уже аграрная реформа 1921 года в Румынии принесла разочарование. Немцы Трансильвании и их Евангелическая церковь потеряла значительные части своей территории. Они у них были попросту отняты. Благодаря представительству немцев в парламенте и свободной прессе немцам Румынии, несмотря на земельные потери в межвоенный период все же удавалось защищать свои основные права.

Соответственно советско-германском пакту о ненападении в 1939 году из Северной Буковины немцы были выселены, из Добруджи немцев Гитлер выселил незадолго до нападения на СССР. 214 630 человек расселили по Южной Германии и Австрии.

Особенное место в истории немцев Румынии занимают бессарабские немцы (Bessarabiendeutsche). Они жили на территории Бессарабии с начала 19 века, когда она принадлежала России. С 1918 по 1940 год Бессарабия была в составе Румынии. Перед оккупацией Бессарабии Сталиным Гитлер в 1940 по соглашению с СССР переселил 93 000 бессарабских немцев в Вартегау и в район Данцига.
Большая часть их была перебралась на Запад вместе с изгнанными. Многие были депортированы в СССР.

Немцы Затмара были немногочисленны, они остались на родине и разделили послевоенную участь румынских немцев. В настоящее время большинство их проживает в Западной Германии.

Во время режима Антонеску под давлением Гитлера немцам Румынии был дарован особый статус в законодательстве республики, что после 1945 года стало основой для политического обвинения в пособничестве национал-социалистам.
В феврале 1942 и в мае 1943 года немецкое правительство заключило с Румынией и Венгрией договор о том, что лица немецкой национальности этих стран будут призываться в вермахт, в его элитные части Ваффен-СС, а также использоваться в военной промышленности. 15 % призванных погибли на фронте. Многие попали в плен.
После войны большинство немцев Румынии подвергались дискриминации и актам мести со стороны новых властей и советских «освободителей». Значительная часть работоспособного мужского немецкого населения Румынии в возрасте от 17 до 45 лет, а также женского в возрасте от 18 до тридцати лет была депортировано на работы в СССР. 15% из семидесяти тысяч депортированных погибло в советских лагерях. Многие из выживших не возвратились домой, а использовали возвращение из лагеря для переселения в Германию или Австрию. В самой Румынии тысячи немцев были помещены в тюрьмы и лагеря, подверглись ссылке в отдаленные румынские районы.

После смерти Сталина положение начало постепенно меняться. Но залечить все свои раны немцам Румынии так до конца и не удалось. Была затронута сама субстанции национальной жизни, разрушены семейные и хозяйственные связи, а также социальная инфраструктура как на селе, так в городе, была практически уничтожена национальная элита, количество населения к 50-м годам сократилось почти вдвое.
С конца 60-годов в рамках румынской политики, направленной на улучшение отношений с ФРГ, румынские немцы имели возможность эмигрировать из страны. С 1967 г., то есть с момента установления дипломатических отношений с ФРГ, до 1978 г. 80 000 немцев выехали в ФРГ. С 1978 г. Румыния давала согласие на выезд ежегодно от 11 до 13 000 немцев, при этом в качестве компенсации затрат государства на их обучение Румынии Германией перечислялась сумма в 5 000 западногерманских марок за каждого выезжающего. С 1982 г. эта цифра выросла до 8 000. За период с 1978 по 1988 г. еще около 120 тысяч этнических немцев выехали в ФРГ. При последней переписи населения 1992 года в Румынии было зарегистрировано 119 646 немцев. К 1997 цифра эта сократилось до 80 000, в настоящее время она еще меньше, так как переезд немцев из Румынии в Германию продолжается до сих пор. С 1950 года до настоящего времени в Германию из Румынии переселилось более 450 000 лиц немецкого происхождения.

Таким образом, историю немцев Румынии можно было бы считать завершенной. Почему она, по моему мнению, вовсе не завершена, мы подробно поговорим в следующий раз: ни одному из немецких меньшинств не суждено было оставить такой глубокий след в истории немецкой и прежде всего мировой культуры. А культурное воздействие прошлого не завершается с территориальным перемещением его творцов.

Иоганн Бартули

Продолжение следует
 
Форум » «Вести» — газета, которую читают! » Публикации от «Вестей» » Немцы Румынии. Часть I
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: