Пятница, 29.03.2024, 12:00
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Леонардл, litcetera, Дяловская  
Форум » Международный Литературный Клуб «Родное слово» » Академия » Демоны, бесы. нечисть и нежить
Демоны, бесы. нечисть и нежить
ДяловскаяДата: Пятница, 04.04.2014, 08:14 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 96
Статус: Оффлайн
Демоны, бесы, нечисть и нежить
Кирилл Королев в «Энциклопедии сверхъестественных существ» выделяет следующих.
Адамовы дети. В славянской мифологии трактуются как нечистая и непознанная сила, которая восходит от рожденных после грехопадения детей Адама и Евы, скрытых от Бога.
Анчутка – злой дух. Такие духи бывают как водяными (речными, болотными), так и воздушными, способными летать. Часто слово анчутка употребляют как синоним слова черт.
В славянской мифологии довольно много существ, которыми пугают детей. Это
бабай - страхолюдного вида кривоногий старик с суковатой палкой, он бродит по улицам и забирает деток,
бадяй – немое и без рук страшное существо неведомого обличья,
бомка – неопределенного облика персонаж, не будешь слушаться – бомка заберет,
бука – еще одно чудище, у него огромная разинутая пасть и длинный язык,
вова –является людям во сне, связан с покойниками.
Здесь же и кострома. Считают, кто свойство пугать детей она приобрела в связи с ходом костромы – проводов весны: женщина в костюме костромы притворяется мертвой, вокруг собираются дети, и она неожиданно вскакивает и пугает их.
Есть еще кука (кукан) – так называют лешего, который обитает в бане, духа, который живет на болотах.
Бедные славянские дети, они обречены жить в постоянном страхе...
«Словарь воровского жаргона» (Интернет) утверждает, что бабай – это – 1) pостовщик; 2) стаpик.
«Словарь уголовного жаргона» (Интернет) дополняет: бабай – 1) ростовщик; 2) стаpик; 3) алкаш.

Бесы
Это злые духи, противники людей и Бога. В христианской славянской традиции чертей (бесов) рассматривают как слуг дьявола. Христианство считает их падшими ангелами, сохранившими сверхъестественные способности: они властвуют над пространством и стихиями и могут внушать людям мысли и дела (разумеется, греховные). Бесы могут становиться невидимыми и менять облик, но их выдает удушливый запах серы. Если они меняют облик, то могут превратиться в человека, чудовище или представителей фауны, чаще в черных кошек и собак. Народная фантазия видит их хвостатыми и рогатыми сатаноидами.
Лучше всего облик беса нарисовал в повести «Ночь перед Рождеством» Николай Васильевич Гоголь: «Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхающая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчащим на голове, и что весь он был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей». Следует отметить, что коренные жители Германии тут ни при чем: любого иностранца называли немцем в России и на Украине – человек был «нем».
Конечно, нем он был условно: неясно, непонятно говорящий, он не знал русского или украинского языка и говорил на чужом, непонятном языке.
Бесы любят появляться там, где идут веселье и пляски, и сами не прочь повеселиться. Многие из них великолепно играют на разных музыкальных инструментах, особенно на скрипке, и могут обучить людей этой игре.
Главные средства борьбы с бесами – молитва и крест. И еще: бесы очень боятся собак, особенно того пса, который первым появился на свет у впервые рожающей собаки: он может не только видеть и прогонять бесов, но и рвать и кусать нечистых.
В народных русских сказках, собранных А.Н. Афанасьевым, беса именуют также чертом, нечистым, лукавым и нечистым духом. Этот персонаж встречается в сказках «Правда и Кривда», «Батрак», «Солдат избавляет царевну», «Елена Премудрая», «Мудрая жена» и пр.
«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова (М., 2010) утверждает: бес – в старых народных поверьях – злой дух. «Толковый словарь современного русского языка» В.В. и Л.Е. Лопатиных говорит, что бес – в суеверных представлениях: злой дух, черт.
«Этимологический словарь» утверждает, что слово бес общеславянское, образовано от основы, производной от глагола бояться. «Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 2009) дают написание слова бес со строчной буквы. Это родовое название, относящееся к религии и мифологии.
Историко-этимологический словарь «Русская фразеология» приводит такие выражения с этим словом:
Бегать как бес от грома. Всячески избегать кого-либо. Нечистая сила боится грома, предвещающего появление святого Ильи, огненная колесница которого выбивает искры и производит гром небесный, наводящий ужас на обитателей ада. Так, в белорусском: баяцца як чорт грому. Сходные выражения есть в сербскохорватском, кашубском и других языках.
Бес попутал (кого-либо). Кто-либо сам не знает, что заставило его совершить неправильный поступок, что толкнуло его на нехорошее дело. Бес, по религиозным представлениям, - злой дух, нечистая сила, черт. Главная задача бесов – завладеть душой честного человека, подчинить его своей воле и заставить совершать дурные поступки. Глагол попутать означал «соблазнить, сбить с правильного пути».
Вертеться как бес перед заутреней. О беспокойном, постоянно меняющем положение человеке. По народному представлению, первый удар колокола к заутрене прогоняет бесов в пекло, поэтому они спешат наиграться до тех пор.
Мелкий бес. Ироническое или пренебрежительное.
1. Угодник, льстец.
2. Мелкий пакостник.
3. Тайный враг. «Мелкий бес» - название романа Федора Кузьмича Сологуба.
Словно бес вселился (в кого-либо). Неодобрительное. О человеке, проявляющем излишнее упорство, упрямство, нежелание считаться с кем- или чем-либо. От древних суеверных представлений, что безумие вызывается злыми духами, вселяющимися в человека.
Рассыпаться мелким бесом (перед кем-то). Всячески угождать, льстить кому-либо.
1. В мифологической системе славян существовала своеобразная иерархия. К самым низшим чинам этой иерархии относились «мелкие бесы» - чертенята. В соответствии с табелью о рангах, чем мельче бес, тем услужливее и угодливее он должен себя вести. Отсюда и переносный смысл выражения рассыпаться мелким бесом. Мелким бесом значит «как мелкий бес».
2. Связано, вероятно, с одним из русских заговоров против беса: «Аминь, аминь, рассыпься!» В этом случае наваждение, то есть человеческий или иной образ, в котором явился искуситель, должно рассыпаться вдребезги и перестать вредить человеку.
3. Возможно, что это выражение взято из простонародной речи, где оно было связано с представлениями о сходстве детско-подростковых и молодежных игр, шалостей, бесчинств с проделками нечистой силы. Дети и подростки, когда они играли и шалили, уподоблялись бесовской своре. Для народной демонологии характерно представление о многочисленных бесовских существах, похожих на человечков небольшого роста или же просто-напросто на детей. Они, например, могли быть «помощниками» колдуна. Нередко их так и называли – мальчики.
С другой стороны, сами дети легко могли стать нечистью (проклятые, «обмены», русалки и пр.).
Все бесы в воду, да и пузырья вверх. Просторечное. О ссоре. Восходит к обычаю восточных славян идти на мировую у воды. Чтобы закрепить факт достигнутого мирного соглашения, крестьяне кидали в воду камень, говоря при этом: «Все бесы в воду, да и пузырья вверх!» Забвение обычая привело к отрыву от него словесной формулы, что в свою очередь повлияло на изменение его формы и смысла. Уже в начале 18 века был зафиксирован модифицированный вариант этой поговорки Вси беси в воду, а черт на берег. Противопоставление второй части первой дает возможность интерпретировать оборот через ситуации нарушения обещания или договоренности.
По-немецки бес – Teufel, Böse, Dämon.
Рассыпаться мелким бесом. Немецкий эквивалент: Um jemanden herumscharwenzeln; mit jemandem schöntun.
Седина в бороду, бес в ребро. Немецкий эквивалент: Alter schützt vor Torheit nicht; (дословно: Старость не защищает от глупости – И на старуху бывает проруха). Je oller, je toller (дословно: Чем старше, тем более сумасшедший, буйный, дикий). Je älter der Kater, desto steifer der Schwanz (дословно: Чем старше кот, тем твёрже /больше натянут/ хвост – заметим, что этим же словом, кроме хвоста, в молодежной речи именуют детородный орган). Wird der Bart grau, stößt der Teufel in die Rippe (дословно: Будет борода серая /седая/, черт толкает в ребро).
По-английски бес – demon.
Рассыпаться мелким бесом – fawn up (on somebody).
Очень симпатичен бесенок в «Сказке о попе и о работнике его Балде», написанной А.С. Пушкиным, где бедолаге, состязаясь с хитроумным Балдой, приходится бежать наперегонки с зайчишкой, нести на себе кобылу... Его дед, старый Бес, и остальные черти были вынуждены собрать для Балды оброк.
В «Словаре уголовного жаргона» (Интернет) гнать беса - симулиpовать психическое заболевание.
В «Словаре воровского жаргона» (Интернет) бес – 1) хоpошо pаботающий на пpоизводстве, 2) человек, котоpый может взять на себя чужое пpеступление, 3) плохой человек. Бесовка – подpуга.
Бесогон — 1) лицо, говоpящее непpавду; 2) дуpак.
Кинемалогос: Бесовская одёжа! Неодобрительно о какой-либо одежде («Иван Васильевич меняет профессию»).
Продолжение следует.
Наталья Дяловская
 
Форум » Международный Литературный Клуб «Родное слово» » Академия » Демоны, бесы. нечисть и нежить
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: